Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

ГИДРОГРАФЫ В ЦУСИМЕ

ГИДРОГРАФЫ В ЦУСИМЕ

Морские профессии штурмана и гидрографа исторически являются родственными и до сегодняшнего дня, пожалуй, самыми близкими. Люди, не знакомые с тонкостями штурманского и гидрографического дела, зачастую считают, что это одно и тоже. И в определенном смысле они правы, в изучая биографии известных навигаторов, штурманов и гидрографов, можно увидеть, что зачастую в гидрографических исследованиях заметный след оставили штурмана, определенных успехов на штурманском поприще достигали офицеры - гидрографы. Да и в настоящее время нередко руководителями гидрографических служб флотов и управления навигации и океанографии становятся офицеры, прошедшие большой штурманский путь .

В одном из старых выпусков журнала «Записки по гидрографии» я увидел небольшие заметки о гидрографах, погибших во время русско-японской войны 1904 – 1905 гг.: лейтенанты В.В. Дьяконов, В.П. Зотов, А.Н. Новосильцов, Б.И. Чайковский, мичман К.Р. Де-Ливрон … Фамилии русских морских офицеров мне оказались хорошо знакомы - это были штурмана кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры, погибшие в Цусимском сражении. Несколько лет назад о судьбах штурманов русско-японской войны мне удалось написать в книге, изданной во Владивостоке небольшим тиражом. Находка в «Записках по гидрографии» не была случайной и подтолкнула к тому, чтобы рассказать об офицерах – гидрографах и офицерах - штурманах, участниках русско-японской войны 1904 – 1905 года.

С началом войны многие русские офицеры стремились попасть в действующую армию, а морские офицеры – на флот, чтобы внести свой вклад в победу над противником. Особенность прохождения морской службы на кораблях офицерами – штурманами в этот период была связана с тем, что должности штурманских офицеров кораблей комплектовались только на период компании, т.е. подготовки корабля к плаванию и плавания корабля в море. При формировании 2-й Тихоокеанской эскадры потребовалось укомплектовать должности старших и младших штурманских офицеров кораблей, а также вахтенных начальников и вахтенных офицеров. Также требовалось провести доукомплектование штурманских должностей на кораблях Порт-Артурской эскадры и Владивостокского отряда крейсеров. Так лучшие офицеры – гидрографы оказались на кораблях Порт-артурской эскадры, Владивостокского отряда крейсеров и 2-й Тихоокеанской эскадры в должностях вахтенных начальников, вахтенных офицеров и офицеров – штурманов. На страницах «Записок по гидрографии» помещены биографические сведения, данные об участии офицеров - гидрографов в боевых действиях, обстоятельства их гибели и отзывы сослуживцев. Стиль изложения материала записок сохранен.

Лейтенант Владимир Владимирович Дьяконов

После окончания в 1893 году Морского кадетского корпуса служил до 1899 года на судах военного флота вахтенным начальником и штурманским офицером. Гидрографическая деятельность была связана с Гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана, в которой он работал в течении двух лет с 1899 по 1900 год. В этот период В.В. Дьяконов исполнял обязанности штурманского офицера и ревизора парохода «Пахтусов» и активно участвовал в гидрографических работах.

В 1904 г. лейтенант Дьяконов находился на крейсере 1-го ранга «Светлана» и на нем перешел на Дальний Восток. Крейсер «Светлана» участвовал в Цусимского сражения, получил тяжелые повреждения. 15 мая 1905 года был потоплен японскими крейсерами «Отова» и «Ниитака». В бою на крейсере «Светлана» были израсходованы все снаряды и японцы расстреливали беззащитный корабль в упор. Погибли командир крейсера капитан 1 ранга С.П. Шеин, старший офицер корабля капитан 2 ранга А.А. Зуров. К 11 часам крейсер с большим дифферентом на нос лег на левый борт так, что верхняя палуба начала входить в воду. Со сбитыми стеньгами и задней трубой, но поднятым кормовым Андреевским флагом крейсер затонул. Во время гибели корабля, по рассказам очевидцев, лейтенант Дьяконов вместе с другим офицером тащил бревно, чтобы устроить себе для спасения плот, но в эту минуту неприятельское ядро оторвало ему руку. Офицер, изнемогая от боли, бросил работу и лег в какой-то попавшийся ящик. После того, как крейсер затонул, ящик с лейтенантом Дьяконовом, истекающего кровью, был поднят японцами. В японском плену от заражения крови Владимир Владимирович скончался и был похоронен на русском кладбище в Мацуме». На крейсере «Светлана» погибли в бою и умерли от ран в плену 167 моряков, среди них оба штурмана лейтенант Дьяконов Владимир Петрович и мичман граф Нирод Георгий Михайлович.

Портрет старшего штурманского офицера крейсера «Светлана» штрихами нарисован А.С. Новиковым – Прибоем в «Цусиме»: «Старший штурман лейтенант Дьяконов, полный, с животиком и розовыми щеками, выдержанный и веселый человек, уговаривал тенорком: - Не нужно заранее отчаиваться. Главное - относитесь ко всему спокойнее…». Сослуживцы помнили дивный характер В.В. Дьяконова, особой любовью он пользовался среди матросов, которые ценили в нем взыскательного, но чрезвычайно справедливого и приветливого начальника, умевшего интересоваться жизнью команды и принимавшего к сердцу все невзгоды подчиненных людей. Велико нравственное значение таких людей, каким был Владимир Владимирович, и может быть не один человек, вернувшийся после службы в далекую деревню, вспоминал своего бывшего начальника добрым словом, даже не подозревая, что этот начальник, до конца исполнивший свой долг перед Царем и Родиной, уже лежит в земле, в чуждой Японии.

Имя В.В. Дьяконова увековечено в названии мыса на юго-западном берегу о. Вайгач. 

Лейтенант Владимир Петрович Зотов .

Родился в 1870 г., окончил Морское училище в 1980 г. и в 1898 г. Николаевскую морскую академию по гидрографическому отделению. Гидрографической деятельности лейтенантом Зотовым были посвящены 1901 и 1901 гг., когда он в качестве помощника полковника О.К. Дриженко работал в составе Гидрографической экспедиции Байкальского озера. Будучи весьма энергичным человеком, Владимир Петрович нередко с опасностью для жизни вел триангуляционные работы по берегам Байкала, где приходилось взбираться на почти отвесные скалы. Случалось, что В.П. Зотов, вползая на склоны гор, разрывал на себе всю одежду и являлся после такой работы с глубокими царапинами, обмыв которые, он на другой день снова принимался за ту же тяжелую и опасную работу.

После 1901 г. лейтенант Зотов находился во внутреннем плавании, а при снаряжении 2-й Тихоокеанской эскадры был назначен старшим штурманским офицером на эскадренный броненосец «Князь Суворов». Цусимский бой стал для флагманского корабля эскадры, его офицеров и матросов испытанием на прочность. Следуя первым мателотом в колонне первого броненосного отряда, «Князь Суворов» первым принял огонь японской эскадры. В течении четырех часов флагманский корабль русской эскадры выдерживал ожесточенный обстрел японских броненосцев, артиллерийские и минные атаки крейсеров и миноносцев, вел жестокий бой с противником. Получив множество пробоин и повреждений, лишившись управления и возможности продолжать бой, объятый огнем «Князь Суворов» погрузился в морскую пучину. Команда и офицеры оказались крепче железа, не потеряв духа и не спустив перед врагом Андреевского флага, судьбу своего корабля разделили 925 офицеров и нижних чинов. Штурманские офицеры лейтенант Владимир Петрович Зотов и мичман Михаил Сергеевич Краевский с честью погибли в Цусимском бою.

Лейтенант В.П. Зотов был прекрасным штурманом. Он интересовался наукой, особенно астрономией и земным магнетизмом. По последнему вопросу он делал доклад в Императорском русском географическом обществе и напечатал в Морском сборнике статью «Объяснительная записка к новой карте изогон Балтийского моря, составленная на основании наблюдений 1888 и 1889 гг.». В этой работе было обращено особое внимание на магнитные аномалии.

Лейтенант Алексей Николаевич Новосильцов.

С первых шагов своей службы после блестящего окончания в 1898 году Морского кадетского корпуса с премией Нахимова А.Н. Новосильцев посвятил себя гидрографии, сначала работая в составе Отдельной съемки Балтийского моря, а затем в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана.

Во время работ последней экспедиции молодому мичману приходилось нести ответственные работы, которые он всегда выполнял со свойственной ему энергией и добросовестностью. Так в конце зимы 1900 г. была снаряжена особая партия для исследования Печорского залива, вверенная капитану И.С. Сергееву, помощником которого был назначен А.Н. Новосильцов. В следующую зиму такая же партия была послана в Печорский залив под начальством А.Н. Новосильцова, который, несмотря на свою молодость, вполне оправдал возлагавшиеся на него надежды. Им была проведена мензульная съемка берегов Печорского залива и триангуляция Маточкина Шара.

Описания этих командировок были доложены мичманом Новосильцовым в Императорском русском географическом обществе и написаны в «Известиях Общества» и «Записках по гидрографии» . Интерес для мореплавателей представляет статья А.Н. Новосильцова «Большеземельская тундра и Ледовитый океан », дававшая для современников много полезных сведений о берегах Северного Ледовитого океана и Большеземельской тундре, жителях тундры – самоедах.

За свои труды в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана А.Н. Новосильцов был награжден орденом св. Станислава 3-й степени.

В 1902 году А.Н. Новосильцов оставил гидрографическую службу и два года плавал на миноносцах в Средиземном море, в 1904 году возвратился в Либаву.

С началом войны лейтенант А.Н. Новосильцов был назначен флаг-офицером при командующем 2-й Тихоокеанской эскадры. Сразу же после назначения ему было поручено снабжение эскадры углем в Либаве, что было выполнено блестяще.

На эскадренном броненосце «Князь Александр Суворов» перешел на Дальний Восток через три океана, участвовал в Цусимском сражении. Тяжело раненый, с оторванной рукой и разбитой грудью, он отказался сойти с броненосца и погрузился вместе с ним в пучину. Современники отмечали открытый характер Александра Николаевича Новосильцова и сохранили о нем самые лучшие воспоминания.

Именем Новосильцева названы острова в проливе Карские Ворота.

Лейтенант Борис Илларионович Чайковский.

Почти вся служба Б.И. Чайковского связана с гидрографическими работами. По окончании Николаевской морской академии прошел дополнительный курс по астрономии и высшей геодезии в Николаевской астрономической главной обсерватории под руководством профессора О.О. Витрама.

Первые гидрографические работы Б.И. Чайковского относятся к 1896 году, когда он, будучи на Дальнем Востоке, еще до поступления в академию, целую компанию находился в составе отдельной съемки Восточного океана в качестве производителя работ. Полюбив гидрографическое дело, лейтенант Чайковский, когда вернулся из заграничного плавания, решил всецело посвятить себя этой важной отрасли морской службы и поступил в 1898 году в гидрографическое отделение Николаевской морской академии. Блестящие дарования молодого офицера, уже получавшего в корпусе премию адмирала Нахимова, развернулись в академии в полной силе и имя лейтенанта Б.И. Чайковского увековечено занесением его на мраморную доску.

После командировки в Николаевскую астрономическую главную обсерваторию, Б.И. Чайковский работал в Отдельной съемке Балтийского моря в качестве производителя работ и начальника гидрографической партии. В 1903 году он занял место старшего производителя работ в Главном Гидрографическом Управлении.

С началом русско-японской войны Б.И. Чайковский пытался попасть в Порт – Артур, но попасть на театр военных действий смог только в составе 2-й Тихоокеанской эскадры. Он был назначен старшим штурманским офицером на эскадренный броненосец «Бородино». В короткое время Б.И. Чайковский с особой радостью и заботливостью собирал все, что требовалось по штурманской части для дальнего похода.

В Цусимском сражении на эбр «Бородино» погиб весь экипаж (был поднят только один матрос) - 34 офицера и 831 нижний чин, среди навсегда оставшихся в морской пучине были оба штурманских офицера - лейтенант Борис Илларионович Чайковсий и мичман Константин Рудольфович Де-Ливрон. Они были разорваны на куски попавшими в боевую рубку и разрушившими весь мостик сразу двумя японскими снарядами.

Несмотря на молодые годы, Б.И. Чайковский оставил несколько ценных научных трудов: «Определение по телеграфу разности долгот островов Гогланда и Пулкова », «По поводу отсчетов кругов микроскопами», «Астрономические определения пунктов в путешествии ».

Мичман Константин Рудольфович Де-Ливрон .

Свое трудовое поприще начал не моряком. По окончании в 1895 году Константиновского межевого института в Москве со званием межевого инженера и таксатора, К.Р. Де-Ливрон был назначен старшим землемерным помощником Межевой канцелярии с прикомандированием к Межевому институту для слушания дополнительных курсов для подготовки на должность преподавателя таксации. Одновременно со службой по межевому ведомству К.Р. Де-Ливрон слушал в Императорском московском университете лекции на естественном разряде Физико-математического факультета, принимал участие в практических занятиях в лабораториях и выдержал установленные испытания наравне со студентами университета. В 1899 году К.Р. Де-Ливрон для отбывания воинской повинности поступил юнкером во флот и тогда же вошел в состав Гидрографической экспедиции Байкальского озера, где исполнял ответственные обязанности. Полюбив гидрографическое дело, Де-Ливрон отказался от своей межевой деятельности и остался на морской службе.

В 1901 году, выдержав экзамен, произведен в мичманы и назначен производителем гидрографических работ Отдельной съемки Балтийского моря. Насколько сильно было влечение К.Р. Де-Ливрона к морской службе, показывает тот факт, что ему пришлось при переходе в Морское ведомство выплачивать Министерству Юстиции, в ведении которого находится Межевый институт, за свое образование 3 000 рублей.

Когда во время русско-японской войны снаряжалась 2-я Тихоокеанская экспедиция, мичман Де-Ливрон приложил все старания, чтобы попасть на театр военных действий, и был назначен младшим штурманским офицером на эскадренный броненосец «Бородино», на котором и погиб во время Цусимского сражения.

Благодаря своему солидному образованию, как практическому, так и теоретическому, К.Р. Де-Ливрон был весьма полезен при гидрографических работах, ему поручались самые ответственные работы, которые он всегда исполнял чрезвычайно толково, причем поражал всегда своих сотрудников быстротой работы. Немало труда положил он при составлении карт Байкальского озера, над которыми работал в зимнее время. Производимая им съемка местности всегда отличалась точностью и законченностью. Современники считали, что в лице Константина Рудольфовича Де-Ливрона гидрография понесла большую потерю и, без сомнения, молодому мичману представлялось широкое поле в той области морского дела, которую он выбрал и к которой относился с такой любовью.

Небольшие заметки об офицерах штурманах и гидрографах, - лейтенантах В.В. Дьяконове, В.П. Зотове, А.Н. Новосильцове, Б.И. Чайковском, мичмане К.Р. Де-Ливроне на страницах журнала являются данью уважения и памяти всем русским морякам, погибших во время русско-японской войны 1904 – 1905 гг. и навечно оставшимся в цусимских водах. Светлая память о них останется навечно в сердцах благодарных потомков.

У гидрографической и штурманской служб сегодня непростые времена. После многочисленных преобразований и реформ оказалось так, что многие молодые офицеры – гидрографы, выпускники Военно-морского института, оказались не востребованы по своей профессии. На флотах для них не оказалось первичных должностей и они были востребованы штурманской службой, назначены на должности инженеров и командиров групп штурманских боевых частей кораблей и подводных лодок. Конечно же, офицерам - гидрографам сложно сразу достичь требуемого уровня штурманской подготовки, но исторический опыт показывает, что гидрографы могут стать прекрасными корабельными и флагманскими штурманами, командирами кораблей. Высокий базовый уровень подготовки позволяет им в кратчайший срок освоить должность и уверенно решать поставленные задачи.

 

капитан 1 ранга Сажаев М.И.

СПб, 2014

Примечания:

- Гидрографической службой (управлением навигации и океанографии) в разные годы руководили генерал-лейтенанты Корпуса флотских штурманов Вилламов А.Г. (1837-1854), Веселаго Ф.Ф. (1881-1884), Михайлов К.И. (1889-1903), главные штурманы Военно-Морского флота контр-адмиралы Лапушкин Я.Я. (1939-1947), Куликов М.Д. (1947-1948), Козлов С.В. (2006-2010), капитан 1 ранга Шеметов А.В. (2010-2013).

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2012 GodCom