Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

ИЗ ВЕКА В ВЕК: ВИЗИТЫ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ ФЛОТОВ НА ТИХОМ И ИНДИЙСКОМ ОКЕАНАХ

 

 

Дипломатическая миссия вице-адмирала Е.В. Путятина в Японию на фрегате «Диана» и заключение Симодского трактата (9 октября 1854 г. - 26 апреля 1855 г.)

Крымская война была в разгаре. Докатилась она и до Дальнего Востока. 18-24 августа 1854 г. блестяще завершилась Петропавловская оборона под командованием генерал-майора В.С. Завойко. В Тихом океане действовали две английские и одна французская эскадры. В этих сложных условиях Путятин предпринял рискованную попытку скрытно перейти на фрегате «Диана» (командир капитан-лейтенант С.С. Лесовский) из Императорской гавани (3.10.54 г.) в Японию для завершения переговоров о торговле и границах. В состав миссии вошли капитан 2 ранга К.Н. Посьет и чиновник Азиатского департамента МИД коллежский асессор И.А. Гошкевич.

9 октября 1854 г. «Диана» пришла в Хакодате, где губернатор подтвердил готовность правительства бакуфу продолжить переговоры. Из Хакодате фрегат перешел в Осаку. Там Путятин получил известие, что переговоры назначены в Симоде. 22 ноября «Диана» пришла в Симоду, где Путятина принял губернатор Цуцуи Минэсигэ. 8 декабря состоялась торжественная встреча Путятина с уполномоченными ба­куфу Цуцуи Хизенно-ками и Кавадзи Сайэмонио-Дзио.

  Заключение Симодского трактата

10 декабря 1854 г. в храме Гёкусэндзи начались переговоры. Путятин заявил, что если будет решен вопрос о торговле, то он не будет проявлять особой настойчивости по пограничному вопросу. Кавадзи ответил, что торговля не может быть разрешена, но что разрешено поставлять все необходимое кораблям в обмен на деньги, а если их не будет хватать, то на товары. Путятин заметил, что ведь это одно и то же. Однако Кавадзи пояснил, что при торговле обе стороны ищут прибыли, в то время как предоставление необходимых товаров делается по просьбе другой стороны.

11 декабря в Симоде произошло сильное землетрясение и цунами, вследствие чего пострадал как город, так и фрегат «Диана».

14 декабря переговоры были продолжены. По разграничению на Курильских островах стороны пришли к согласию, что граница пройдет по проливу Фриза. Жаркие споры проходили по проблеме Сахалина. Путятин предлагал провести границу по проливу Лаперуза, имея ввиду, что весь остров переходил во владения России. Японские уполномоченные, ссылаясь на то, что все сахалинские айны являются переселенцами с о. Эдзо (Хоккайдо), настаивали на праве владения южной половиной острова с проведением границ по 50-й параллели. Частично уступая Путятину, позже они соглашались провести границу по 48-й параллели. Однако Путятин не уступал. В конечном счете по предложению японской стороны решили этот вопрос отложить на будущее.

26 января 1855 г. в храме Гёкусзндзи был заключен первый в истории отношений России и Японии «Трактат о торговле и границах».

Статья I . «Отныне да будет постоянный мир и искренняя дружба между Россией и Японией»...

Статья 2. «Отныне границы между Россией и Японией будут проходить между островами Итурупом и Урупом. Весь остров Итуруп принадлежит Японии, а весь остров Уруп и прочие Курильские острова к северу составляют владения России. Что касается острова Крафто (Сахалина), то он остается неразделенным между Россией и Японией, как было до сего времени».

Статья 3 . «Японское Правительство открывает для Русских судов три порта: Симода в княжестве Идзу, Хакодате в области Хакодате и Нагасаки в княжестве Хизен. В этих трех портах Русские суда могут отныне исправлять свои повреждения, запасаться водою, дровами, съестными припасами и другими потребностями, даже каменным углем, где его можно иметь, а платить за все это золотою или серебряною монетою, а в случае недостатка денег заменять их товарами из своего запаса».

Всего Трактат включил в себя девять статей и четыре объяснительные статьи. Объяснение к статье VI предусматривало, что «Русские Консулы будут назначены с 1856 г.».

  Гибель фрегата «Диана»

С 10 час. до 15 час, 30 мин. 11 декабря 1854 г. в Симоде и прилегающей акватории произошло сильное землетрясение и цунами, в результате чего город был почти полностью разрушен. Фрегат «Диана» получил серьезные повреждения корпуса и рангоута. Попытки произвести ремонт па месте положительного результата не дали.

2 января 1855 г. фрегат направился из бухты Симода в бухту Хэда в сопровождении большой джонки, укомплектованной нижними чинами «Дианы» во главе с лейтенантом А.И. Энквистом и мичманом С.В. Михайловым. К вечеру погода ухудшилась. После обрыва паруса джонка выбросилась на берег. На фрегате от сильной качки усилилась течь. Помпы одна за другой выходили из строя.

5 января весь экипаж «Дианы», орудия, приборы, имущество и личные вещи были выгружены на берег. Два дня спустя ветер стих, наступил штиль. На буксире 120 лодок фрегат продолжил плавание к бухте Хэда, до которой оставалось не более 15 миль. Буксировкой руководили, находясь на лодках, капитан-лейтенант С.С. Лесовский, лейтенанты А.Ф. Можайский, Н.Г. Шиллинг, А.А. Колокольцов. Возглавлял операцию вице-адмирал Путятин, находившийся на одной из лодок. За три часа прошли пять миль.

Неожиданно японцы, действуя по местным признакам погоды, отдали буксирные концы и лодки на большой скорости устремились к берегу. Не прошло и десяти минут, как налетел сильный шквал, поднявший большое волнение. Под напором ветра фрегат накренился, зачерпнул бортом воду, опрокинулся и ночью затонул. Находившиеся на лодках офицеры спаслись. Берегом экипаж «Дианы» перешел в бухту Хэда.

  Шхуна «Хэда»

Путятин по согласованию с бакуфу принял решение строить новое судно - шхуну «Хэда». Среди багажа капитана 2 ранга Посьета обнаружился «Морской сборник» № 1-1849 г. В нем была помещена статья П.Н. Бессарабского «Шхуна «Опыт» с чертежами о постройке яхты. Путятин поручил лейтенанту А.А. Колокольцову и штурманскому офицеру Карандашеву составить по этим данным чертеж новой шхуны. Путятин с подчиненными ему офицерами разместился в храме Хосэндза, младшие офицеры - в храме Хондзэндзи, нижние чины - в построенных четырех одноэтажных домах. Всего - 484 человека. Документально точно неизвестно, кто является главным строителем шхуны, по Масленникову - мичман Кшюкольцов, но Фаинбергу - старший офицер «Дианы» лейтенант А.С. Мусин-Пушкин и старший штурманский офицер П.Г. Елкин. В подготовительных работах и постройке «Хэды» участвовали нижние чины фрегата и японцы (40 корабельных плотников и 150 разнорабочих). Для строительства на склоне горы Амагияма было заготовлено сто сосновых стволов.

2 февраля 1855 г. закончилось строительство эллинга и произведена торжественная закладка шхуны. Медь и железо доставляли из Эдо. Ускорило дело доставка японцами обломков с «Дианы»: стеньги, брам-рея с парусом, часть сеток, трапов, кранцев. Из фор-стеньги изготовили фок-мачту.

14 апреля шхуна «Хэда» была спущена на воду. Это было первое морское судно европейского типа, построенное в Японии. После спуска судна на воду, произведшего на японцев сильное впечатление, состоялся торжественный обед с участием чиновников во главе с секретарем уполномоченных Накамурой. На следующий день поставили мачты и приступили к вооружению судна. Русские моряки позаимствовали у японских корабелов установку по бортам трех пар своеобразных весел, которые не гребли, а юлили, что увеличивало скорость судна на 3.5 узла. К концу апреля постройка шхуны была завершена. Для отхода Путятин назначил 40 человек. На борт доставили восемь орудий с «Дианы».

26 апреля 1855 г. шхуна «Хэда» под командованием лейтенанта А.А. Колокольцова вышла из бухты Хэда в Петропавловск и далее в Николаевск. На ее борту находились: вице-адмирал Е.В. Путятин, капитан 2 ранга К.Н. Посьет, подполковник морской артиллерии К.И. Лосев, мичман А.А. Пещуров, прапорщик КФШ Г.Г. Семенов, юнкеры М.М. Лазарев и А.В. Корнилов и др. Перед уходом Путятин направил письмо правительству бакуфу, в котором выразил глубокую благодарность за оказанную помощь в постройке судна.

30 марта 1855 г., еще до выхода «Хэды» из Японии, Путятин от правил на американской шхуне «Каролина Фут» в Петропавловск и далее в Николаевск 150 членов экипажа «Дианы» во главе с капитан-лейтенантом С.С. Лесовским.

2 июля 1855 г. на американском бриге с бременским портом приписки «Грета» Японию покинула последняя партия из экипажа «Дианы» во главе с лейтенантом) А.С. Мусиным-Пушкиным, в ее составе находился И.А. Гошкевич. На подходе к порту Аян бриг был перехвачен английским фрегатом «Барракудой». Русские моряки оказались в плену до окончания Крымской войны. Англичане разрешили сойти на берег в Аяне священнику В. Махову, корабельному врачу и больным. В Симоде, при храме Гёкусендзи, остались первые русские могилы на японской земле. Там захоронены матросы с «Дианы»: Алексей Соболев, Василий Бакеев и Алексеи Поточкин.

     
 
 

 

 

 

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom