Заключение.
По результатам развития средств и организации навигационно-гидрографического обеспечения деятельности отечественных пл, методов решения на пл навигационных задач кораблевождения, организации на пл штурманской службы и штурманской подготовки в период 1914-1945 годов можно заключить:
- система НГО боевой деятельности пл к 1945 году в целом не в полной мере отвечала предъявляемым требованиям, хотя за указанный период успешно развивалась и совершенствовалась, появились принципиально новые СНО и технические средства – радиомаяки, радиопеленгаторы, гирокомпасы, эхолоты, ГЛС и РЛС, существенно расширившие возможности решения на пл навигационных задач кораблевождения, обеспечения навигационной безопасности плавания и ведения боевых действий;
- деятельность пл обеспечивалась, в основном, в общей системе НГО флота, никакие существенные специальные средства и методы для НГО деятельности пл практически не разрабатывались и не организовывались, за редким исключением (небольшие доработки отдельных систем и приборов штурманского вооружения, организация работы радиомаяков, разработка методов определения элементов движения цели по гидроакустическим пеленгам);
- успешному решению задач НГО деятельности пл в ходе Великой Отечественной войны способствовало заблаговременное создание мобилизационных запасов технических средств кораблевождения, карт и пособий, создание в ходе войны в местах базирования пл специальных ремонтных, корректорских и других подразделений, решавших задачи НГО и оперативно подчинённых командованию бригад пл.
- организация штурманской службы пл в рассматриваемый период значительно усовершенствовалась – на пл появились специальные подразделения, предназначенные для решения навигационных задач кораблевождения – штурманские боевые части, а для организации их деятельности и подготовки в дивизионах и бригадах пл появились дивизионные и флагманские штурманы. Были разработаны и внедрены наставления по организации штурманских боевых частей, а также методики их подготовки и методики решения навигационных задач кораблевождения, способствующие обеспечению безопасности плавания и решению боевых задач. Проведение этих мероприятий способствовало существенному повышению эффективности штурманской подготовки и навигационного обеспечения ведения боевых действий пл в ходе войны, хотя они и имели ряд недостатков;
- методы решения навигационных задач кораблевождения принципиально не изменились, но существенно переориентировались от лоцманских методов ориентации к штурманским инструментальным методам, особенно способствовало этому процессу появление на пл гирокомпасов. Появление же радиомаяков и радиопеленгаторов позволило начать переход от автономного навигационного обеспечения плавания пл вдали от берегов, к специально организуемому на берегу внешнему всепогодному навигационному обеспечению. Произошло определённое развитие в способах навигационного обеспечения скрытных минных постановок с пл в подводном положении, ведения боевой прокладки на пл при выходе в торпедную атаку, определения элементов движения цели по гидроакустическим пеленгам, применения метода относительных перемещений с использованием маневренного планшета;
- организация и качество штурманской подготовки личного состава пл отечественного флота за рассматриваемый период постоянно совершенствовалась, но имела ряд серьёзных недостатков, особенно проявившихся в первые годы Великой Отечественной войны.
Оценки качества развития и состояния системы НГО деятельности сил флота в предвоенные годы и в ходе Великой Отечественной войны, даваемые представителями гидрографической и штурманской служб ВМФ, существенно разнятся. Несмотря на значительное совершенствование системы НГО деятельности пл, уже первые месяцы войны выявили целый ряд серьёзных навигационных проблем, с которыми столкнулись гидрографы и штурманы пл в своей деятельности:
1. Театры военных действий были недостаточно оборудованы СНО, особенно современными – радионавигационными, инфракрасными. Недостаточным было количество радиомаяков дальнего действия. Возможности гидрографических служб флотов по оперативному восстановлению береговых СНО на освобождаемом от противника побережье были недостаточными.
2. Изученность театров военных действий в навигационном отношении, активно ведущаяся в предвоенный период, и как следствие, состояние навигационных карт и пособий были недостаточными, что особенно сказывалось на эффективности действий пл и безопасности их плавания. На пл и в штабах отсутствовали многие необходимые карты и пособия на районы боевых действий на коммуникациях противника, особенно на узкости и пункты базирования ВМС Германии и её союзников, недостаточной была и полнота информации на имеемых картах и в пособиях.
3. Состояние штурманского вооружения пл отечественного флота и СНО не обеспечивали в полной мере решение поставленных задач, имелось значительное отставание в этом вопросе от флотов развитых зарубежных государств, сохранившееся и до окончания Второй мировой войны. Штурманское вооружение некоторых типов советских пл до конца войны оставалось явно недостаточным: на пл типа «М»-XII серии имелся только один перископ; на многих пл отсутствовали радиопеленгаторы, эхолоты и ГЛС; РЛС отсутствовали практически на всех пл или не использовались по назначению. Имеемые СНО, технические средства кораблевождения и наблюдения пл недостаточно обеспечивали плавание в сложных гидрометеоусловиях, как вблизи берегов, так и в открытом море. Ударостойкость систем и приборов штурманского вооружения была недостаточной, особенно перископов и гирокомпасов. Принцип комплексирования технических средства кораблевождения при установке их на пл не применялся, межприборные связи и какая-либо автоматизация ведения навигационной и боевой прокладки, расчёта данных стрельбы торпедами практически отсутствовали.
4. По-прежнему оставалась окончательно нерешённой главная проблема в НГО деятельности пл – повышение точности знания места пл при плавании в подводном положении. В качестве наглядной характеристики эффективности системы НГО деятельности пл можно привести показатели погрешности знания места пл (погрешности определения места и счисления пути пл) при решении задач в прибрежных районах и в открытом море, представленные на рисунке ниже.
Улучшение точности навигационных показателей плавания пл за рассматриваемый период обусловлено:
- за годы первой мировой войны - в основном появлением на отечественных пл новых технических средств кораблевождения (гирокомпасов и лагов);
- за годы межвоенного периода – улучшением изученности театра плавания, появлением целого ряда навигационных пособий, позволяющих учитывать при счислении пути пл элементы течения, появлением принципиально новых СНО и технических средств кораблевождения (эхолотов, радиомаяков, радиопеленгаторов), качественным улучшением уже имеемых технических средств кораблевождения (гирокомпасов, лагов, секстанов, хронометров), совершенствованием методов решения навигационных задач кораблевождения;
- за годы Великой Отечественной войны – в основном совершенствованием методов решения навигационных задач кораблевождения, приобретением опыта плавания штурманами пл, его изучением и обобщением. Показанное выше улучшение точностных показателей кораблевождения пл за период с 1914 по 1945 год имело отношение только к кораблевождению в благоприятных условиях обстановки. При плавании в сложных условиях, при отсутствии возможности определения места в течении нескольких суток, погрешности знания места пл значительно увеличивались и могли составлять нескольких десятков миль.
5. Недостатком организации штурманской службы являлось совмещение обязанностей начальников штабов дивизионов пл и дивизионных штурманов в одном лице, что фактически приводило к невозможности исполнения последними своих штурманских обязанностей на берегу, снижало качество штурманской подготовки в дивизионах пл. Другим существенным организационным недостатком в годы войны являлось значительное отвлечение командиров дивизионов пл и их штабов, командиров и штабов бригад пл на решение вопросов ремонта, снабжения и обеспечения базирования, хотя главное их внимание должно было быть направлено на решение задач оперативного и тактического использования лодок, планирование и управление их боевой деятельностью и боевой подготовкой.
6. Существенным недостатком в штурманской подготовке до конца войны оставалось слабое знание офицерским составом, штурманами и командирами пл театра плавания, особенно у побережья противника. Уровень подготовленности штурманов пл, особенно молодых офицеров, был также низким, особенно на пл Балтийского флота, где практически весь период войны невозможно было организовать качественную боевую подготовку в море.
Большинство из указанных выше проблем, имеющих навигационный характер, так и не были решены в годы войны, что приводило к снижению эффективности боевой деятельности пл под влиянием неблагоприятных навигационных факторов, что в свою очередь приводило к следующим последствиям:
1. Повреждения корпуса пл, выход из строя систем и механизмов пл в результате навигационных аварий и неблагоприятных гидрометеоусловий, т.е. в результате посадок на мель, касаний грунта в подводном положении, столкновений с другими кораблями и судами, искусственными сооружениями, плавания в сильный шторм, плавания во льду, нахождения в шторм на грунте на малой глубине, ударов о лёд при всплытии, что в свою очередь приводило: к срыву выхода пл в боевой поход; к прекращению пл выполнения задач похода и досрочному возвращению в базу; к продолжению выполнения задач похода с низким качеством и низкой успешностью действий; к потере скрытности действий пл и созданию предпосылок обнаружения и уничтожения пл противником и к гибели пл; к последующему длительному снижению боевой готовности пл в ходе ремонта в базе.
2. Отказ от поиска противника в районах возможного его нахождения из-за незнания навигационной обстановки.
3. Отказ от поиска противника в районах возможного его нахождения из-за выхода из строя штурманского вооружения или продолжение поиска с низкой эффективностью.
4. Нахождение вне районов поиска (возможного нахождения) транспортов противника, невыход на курс конвоя противника из-за больших ошибок в счислении пути пл.
5. Предпосылки гибели и гибель пл от атак своих сил, при отклонении пл от заданного маршрута движения из-за больших ошибок в счислении пути.
6. Предпосылки гибели и гибель пл при выходе на свои минные заграждения из-за больших ошибок в счислении пути пл.
7. Предпосылки гибели и гибель пл на минных заграждениях противника, из-за выхода за пределы безопасных фарватеров, ввиду больших ошибок в счислении пути пл.
Всего за время войны с советскими пл произошло большое количество (более 140) происшествий, возникших от неблагоприятного влияния навигационных факторов и приведших в итоге к перечисленным выше серьёзным последствиям и даже гибели пл.
Неблагоприятное влияние навигационных факторов особенно сильно сказывалось на деятельности пл на Северном и Балтийском театрах, что главным образом объясняется воздействием объективного фактора - обстановки на ТВД. Решать задачи в районах изобилующих островами, шхерами, фьордами, мелководьями и другими навигационными опасностями, с частыми штормами, туманами, зимним лёдообразованием и снежными зарядами было крайне затруднительно. На Чёрноморском театре обстановка для действий пл была более благоприятной.
С течением времени, в ходе накопления боевого опыта, совершенствования системы НГО, улучшения организации боевой подготовки и штурманской службы неблагоприятное влияние навигационных факторов на деятельность пл значительно снизилось, а количество навигационных происшествий сократилось к 1943 году в два раза по сравнению с 1941 годом.
Наибольшее количество навигационных происшествий за годы войны произошло с пл типа «М» и «Щ», что вполне объясняется не только их низкими, по сравнению с другими типами пл, техническими характеристиками и недостаточной вооружённостью техническими средствами кораблевождения, но и их значительным количеством в боевом составе флота и интенсивным плаванием. Предрасположенность пл к совершению навигационных происшествий незначительно зависела от конкретного типа пл, а больше зависела от общих для всех типов пл условий – обстановки на театре, состояния системы НГО, подготовленности и организованности экипажей пл, качества штурманского вооружения, интенсивности плавания пл. Большие пл типа «К» и «Л» вообще оказались мало приспособлены к решению задач в сложных навигационных условиях Северного и Балтийского театров.
На устранение повреждений пл, полученных, в том числе и в результате навигационных происшествий, было затрачено значительное количество сил, средств и времени (до 60 суток ремонта некоторых пл), что значительно снижало боевую готовность и отрицательно влияло на эффективность боевой деятельности пл – отсюда и невысокий коэффициент оперативного напряжения советских пл за годы Великой Отечественной войны – порядка 0.19.
С определёнными допущениями можно считать, что за годы войны от неблагоприятного влияния навигационных факторов погибло 6 пл, что составляет 6 % от общего числа погибших пл. Однако вполне можно предположить, что в числе погибших за годы войны других 93-х советских пл есть и те, которые из-за погрешности счислимого места оказались за пределами рекомендованных путей и подорвались на неприятельских минных заграждениях, сев на мель или ударившись о грунт, повредили топливные цистерны, потеряли скрытность и были обнаружены и уничтожены противником; или во время всплытия, глядя в разбитый перископ, их командиры не заметили вовремя неприятельский самолёт и не успели уклониться от его атаки и т.п.
Опыт боевых действий советских пл в годы Великой Отечественной войны выявил ряд проблем и позволил выработать целый ряд рекомендаций по организации НГО, решению навигационных задач кораблевождения, организации штурманской службы и штурманской подготовки, направленных на повышение эффективности действий пл. Ниже приводятся некоторые из них, которые продолжают быть актуальными и в сегодняшней деятельности отечественных пл, несмотря на прошедшее длительное время.
По организации НГО, организации гидрографической и штурманской служб флотов:
1. Опыт Великой Отечественной войны показал, что снабжение кораблей навигационными картами, пособиями, навигационной информацией и техническими средствами кораблевождения должно осуществляться оперативно и бесперебойно. Для этого в местах базирования заведомо должны создаваться мобилизационные запасы и функционировать специальные корректорские, ремонтные и прочие подразделения гидрографической службы для ускорения подготовки и выдачи навигационных карт, пособий, извещений мореплавателям и технических средств кораблевождения на корабли. Замена вышедших из строя приборов должна осуществляться быстро и по возможности без специальных выходов в море для проверки. К сожалению, в ходе проводимой сейчас реформы Вооружённых Сил РФ, происходит сёрьёзное сокращение сил, средств и органов военного управления, занимающихся и организующих обеспечение действий сил флота, в том числе и НГО. В создавшихся условиях может возникнуть ситуация, при которой гидрографические службы флотов, даже в условиях мирного времени, не смогут эффективно выполнять поставленные задачи по НГО действий сил из-за отсутствия необходимого количества сил и средств НГО и подготовленного персонала.
2. В современных условиях, особенно при сокращении корабельного состава флота, а также для сохранения офицерских кадров для штурманской службы будущего флота России целесообразно: иметь на всех пл как минимум по два-три офицера в БЧ-1 (командира БЧ, командира группы - дублера командира БЧ-1 и инженера ЭНГ); иметь на всех соединениях и объединениях пл помимо флагманского штурмана еще и одного-двух его помощников. К сожалению, проводимое с 2009 года сокращение офицерского состава, предусматривает сокращение именно этих категорий офицеров в штабах соединений и объединений пл, что в итоге может привести к утрате накопленного опыта решения навигационных задач кораблевождения.
3. Необходимо создать (сохранить существующие) на соединениях, как это было в военные годы на бригадах пл, резервные команды (экипажи), где проходили бы службу, как офицеры штурманской специальности, так и штурманские электрики и рулевые-сигнальщики.
4. Разведывательной и гидрографической службам флота необходимо поставить задачу контроля параметров и характеристик работы иностранных радионавигационных и спутниковых систем, для оценки возможности их использования нашими силами в мирное и военное время.
По боевой подготовке:
1. Необходимо наиболее интенсивно проводить боевую подготовку в море в осенне-зимний период, для отработки действий личного состава БЧ-1 в сложных гидрометеоусловиях.
2. При выполнении пл практических торпедных стрельб по конвоям и отрядам боевых кораблей (надводным кораблям) необходимо эти боевые упражнения проводить на тактическом фоне конкретного театра военных действий.
3. Для изучения театра побережья вероятного противника, особенно шхерных участков, целесообразно часть офицерского состава с пл (командиров, их старших помощников, штурманов) откомандировывать в распоряжение гражданских ведомств для их использования на судах, следующих в рейсы с заходом в порты вероятного противника, или проходящих через шхерные районы, с последующим возвращением на свои штатные должности.
4. Для отработки задач боевой подготовки необходимо планировать отработку каждый год нескольких экипажей однотипных пл одного флота на другом флоте, чтобы иметь резерв подготовленных экипажей на случай переброски пл или экипажей пл в военный период с одного театра на другой.
5. На соединениях и объединениях пл необходимо иметь учебные лоции военного времени, должна быть организована подготовка к плаванию с их использованием, они должны быть досконально изучены.
6. Для отработки использования технических средств наблюдения целесообразно проводить на каждом выходе пл в море учения по входу (выходу) в базу в перископном положении.
7. Все лодки должны быть оснащены инфракрасными системами наблюдения, на выходах в море должны проводиться учения для отработки их использования при определения места по манипулируемым СНО.
8. При отработке задач боевой подготовки пл в море необходимо добиться выполнения нормативных показателей по штурманской подготовке по определению места и ведению счисления пути пл резервными способами - определений места по рельефу дна с использованием эхолота, по небесным светилам в оптическом диапазоне с помощью ручного секстана, по радиопеленгам на широковещательные станции, комбинированными способами, использующими различные сочетания линий положения, ведение счисления пути пл по данным магнитного компаса и счётчикам оборотов винтов. Использовать высокоточные автоматизированные способы определения места пл по спутниковым и радионавигационным системам, доступные и весьма привлекательные своей простотой, необходимо весьма ограниченно, не превращая их в основные способы определения места, поскольку в угрожаемый период и в ходе военных действий использование этих систем будет невозможно из-за воздействия помех противника.
По оснащению пл техническими средствами навигации и оборудованию театра средствами навигационного оборудования:
1. Включить в состав обязательного штурманского вооружения пл, помимо навигационных комплексов с инерциальными системами, по два резервных – гироскопических и по два аварийных - магнитных компаса (основной - как правило, с дистанционной передачей данных и рубочный), как резервные и аварийные средства курсоуказания. Предусмотреть трансляцию курса магнитного компаса на все командные пункты и боевые посты пл, с которых возможно управление пл по курсу.
2. Для повышения живучести штурманского вооружения необходимо предусмотреть снабжение аварийных и резервных систем, в том числе и приборов трансляции навигационных параметров, приёмоиндикаторов радионавигационных и космических систем, радиопеленгаторов, эхолотов электропитанием, охлаждением (при необходимости) полностью автономным и независимым от основных систем.
3. Для создания благоприятных условий по определению места пл необходимо планомерно развивать и поддерживать оборудование театров военных действий навигационными гидроакустическими системами определения места и навигационно-геодезическими полигонами.
4. Необходимо, чтобы решающее слово в вопросах о целесообразности или нецелесообразности разработки МСН и СНО было за специалистами штурманских служб соединений, объединений и флотов, т.е. за теми, кто непосредственно в море решает навигационные задачи кораблевождения. Реально в нынешних условиях организации финансово-денежных отношений между предприятиями промышленности и органами военного управления ВМФ это возможно сделать, только перераспределив функциональные обязанности, а соответственно и денежные потоки, между гидрографической и штурманской службами ВМФ.
5. Опираясь на опыт войны, учитывая возможности гидроакустических средств обнаружения пл на современном этапе, можно сделать вывод, что перспективными направлениями развития военной техники являются:
- разработка технических средств подводного наблюдения и навигации для обеспечения маневрирования пл в шхерных районах с недостаточно изученным рельефом дна;
- разработка малогабаритных СНО, способных выставляться с пл разведывательно-диверсионными группами на побережье противника и на морских акваториях, непосредственно прилегающих к нему, для обеспечения прохода наших пл по «разведанным коридорам» через минные заграждения противника в районы коммуникаций противника;
- разработка прорывателей минных заграждений (по типу имитаторов пл и искателей-обнаружителей мин, используемых надводными кораблями), выпускаемых с пл в подводном положении и следующих впереди по ее курсу на безопасном расстоянии, с задачей обнаружения и уничтожения мин, проделывания прохода в минных заграждениях и его обозначения.
6. Существовавшими ранее и находящимися сейчас на вооружении пл перископами неудобно пользоваться для определения места по пеленгам на береговые ориентиры, особенно ночью или при плохой видимости (снежные заряды, дождь, туман и т.д.) из-за небольшого сектора обзора, необходимости прерывать наблюдения для снятия отсчета пеленга или курсового угла (или иметь второго наблюдателя для этих целей). Необходимо ускорить установку на пл новых перископных систем, уже разработанных отечественной промышленностью.
Как видно из перечисленных выше рекомендаций - и в нынешнее время, по прошествии уже 65 лет после Великой Отечественной войны, в деятельности пл остаются нерешёнными многие проблемные навигационные вопросы. В суровых условиях войны решать их было очень непросто и небезопасно. Поэтому необходимо отметить то мужество, стойкость, мастерство, и самоотверженность, которое проявили большинство отечественных гидрографов и подводников в тяжёлые для нашей Родины годы - с 1941 по 1945. Вечная им Слава и Добрая Память!
назад | вперед | |
---|---|---|
содержание |