Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

НЕ ПОТОНЕМ !!! НЕ ПОМРЕМ !!! - 2018

НАЗАД В НАЧАЛО


Стоянка в Корсакове.

                                                                                                                                                                                       29.6.18. Пт (7 день). С рассветом диспетчер дал добро на швартовку. Ошвартовались с кормы СРТ (средний рыболовный траулер) третьим корпусом. С него подключили бортовую сеть 220В;50Гц. Включили обогреватель и поставили на зарядку всю электронику (мобильники, навигаторы, фотокамеры, электробритвы). План стоянки: пополнить запасы воды и дизтоплива, купить аккумулятор, 5л дизельного масла, набор 6-гранных ключей и продовольствия; навестить малую Родину, друзей(капитан) и родственников(шкипер), произвести текущий ремонт, сходить в баню, а после бани … сходить в город и поехали дальше. На всё про всё – 2дня. 1-я смена(совы) легла досыпать, а мы 2-я(жаворонки) принялись за работу. Я занялся осушкой трюмов, Петя быстро ввёл в строй ручную помпу откачки трюмов, разобрал, смазал и расходил правую лебёдку стакселя, прикрутил камбузную помпу. Всё! Текущий ремонт закончен. Осталось закупиться, пополнить запасы и осушить кормовой трюм. К 09.00 начали раскачивать 1-ю смену на трудовые подвиги (ну сделайте хоть что-нибудь). Неожиданно нам помогли…пограничники. В 09.00 пришли 2 погранца: старший мичман и прапорщик(молодёжь) и начали шить дело за самовольный выход из Владивостока на 2 часа раньше полученного разрешения на ТСК из Москвы. Цена вопроса – 2,5т.р. всем или каждому. Убеждать и доказывать свою безысходность (надвигался шторм) было бесполезно – Москва зафиксировала, значит всё. Да, граница становится коммерческой, за державу обидно. Объяснительные, фото, протоколы, подписи – 2 часа мороки, от одних подписей рука устала. 13.07 будет заседание комиссии, которая вряд ли помилует и счета на оплату придут на Камчатку капитану. В 14.00 незваные гости ушли. Шкипер с боцманом вслед за ними тоже в город за дизельным маслом, 6-ганниками, ну и за «этим». Капитан тоже на берег оформить портовые документы, пропуска по паспортам. Я остаюсь один, досушиваю трюма и осматриваю порт Корсаков. Нас поставили у причальной стенки, а напротив стоянка Корсаковского яхт-клуба, но она наверняка платная и никакого шевеления не видно. Ну и славненько, нам и здесь хорошо. Слева впереди корабельное кладбище полузатонувших «рыбаков». Напротив – горнолыжный склон с подъёмником. Я, как старый горнолыжник- сноубордист отлично это вижу даже летом. Говорят Сахалин – Дальневосточная горнолыжная Мекка. А Камчатка тогда что? Вернулась молодёжь. «Вот дизельное масло, вот 6-гранники, а «этого» нигде нет – День молодёжи!» Вот те «С праздником, мать-перемать». Петя сразу возвращается на берег на стрелку со свояком (мужем сестры), договориться заодно с машиной на закупку и доставку продуктов. Серёжа остаётся на корабельной вахте и рекомендует мне сходить в баню (оказывается они с Петей уже быстренько помылись0. «А парная там есть?» «Наверняка есть, что то там шипело, но нам некогда и я не парильщик (читай не русский). Ладно, схожу часа на 3-4 разберусь. Пошёл. Качает! Только сейчас понял глубокий смысл песни Эдуарда Хиля «Моряк вразвалочку сошёл на берег…»  Баня дурная, дальневосточная на влажном паре. Есть электроподогреватель пара, но не работает и где включается – никто не знает, баня только что открылась после ремонта. Мне понравилась реплика банного аборигена: «Представляешь, у косоглазых до нашего прихода было больше 60-ти бань! А у нас только одна осталась, и та хрен его знает, как работает?» Мы русские (восточные славяне) среди европейцев со своей русской баней были самым чистоплотным народом Европы. Но после этой реплики, невольно снимаю шляпу перед самурайскими чистоплюями. Баня - это своеобразный клуб общения, где не каждому дадут слово и не каждого станут слушать. Здесь есть свои авторитеты. Местные трибуны не жалуют правительство Медведева-Путина за повышение пенсионного возраста до 65 лет. Своего губернатора Олега Кожемяко тоже не жалуют. О президенте Путине пока молчат, наверное, ещё надеются и чего-то ждут от него хорошего, зря, а может и правильно. Надеются, что прослушки здесь нет, всё-таки баня, влажность. Ну, ну... А может наши власти и закрыли бани, как рассадник вольнодумства? Хоть банная культура на довольно низком уровне (парилку не сушат, не подметают) я полностью избил свой купленный берёзовый веник, сбросил около 4-х кг веса, оделся и зашагал к пивбару «Дельфин», о котором мне подсказал капитан (я заходил в баню, он выходил). 40 минут стою в очереди! Вся молодёжь, что была в бане очутилась в пивбаре впереди меня. День молодёжи – спиртного нельзя! И только тут на окраине можно, но за 320 руб./л! После бани у меня осталась чистая 1000р. Я заказал себе кружку у стойки и хотел взять две полторашки для братвы. Хорошо, что вовремя спросил стоимость – хватило только одну. На яхте отметили этот невесёлый День молодёжи. Домой (на яхту) припёрся даже капитан (абориген хренов). Пришлось взять 0.5л 50-градусной настойки спирта из передачи в Петропавловск. Прости тётя Света, хватит тебе и 3х1,5л. Всё, утро вечера мудренее. Спать.

30.6.18. Сб(8 день). 07.00. 2-я смена – подъём! Умылись на СРТ, позавтракали и за работу. Готовимся к заправке водой, т.е. сливаем 5-литровые канистры в штатный бак. А все пустые надо заполнить мне и принести на «Триумф» или с береговой колонки (около километра) или с СРТ. К 09.00 все разошлись по делам, я остался один. Сходил к деду- механику на СРТ, поговорил по душам, козырнул своим механическим прошлым на атомоходе 3-го поколения. Сработало. Пытался уговорить «деда» продать дизельного топлива по автозаправочной цене – ни в какую! Ему уже за 70 и своей работой дорожит, боится оказаться без средств к существованию – зашугали Путинские опричники. К 12.00 всё было сделано. Петя с капитаном опять ушли на берег по своим родственным делам, а я с боцманом наслаждался немецким баночным пивом по 80 руб. за банку. Его ребята взяли аж 4,5л. Японского (всего то 100км!) по каким-то причинам в Корсакове не было. Штиль, пасмурно, но тепло – широта Крыма. Вскоре боцман тоже смылся на берег по каким-то делам. Вечером к ужину сходил в кают-компанию на СРТ. На нём обитают всего 3 человека: повариха, механик и помощник капитана (не местные). По каким-то причинам выход на рыбалку запретили, хозяин СРТ утрясает эти проблемы, остальной экипаж(сахалинцы) ждут отхода по домам. На ужин борщ, солянка, компот. Я в знак благодарности за воду, электричество принёс 0,5 спиртовой настойки и баночку сахалинской красной икры. От спиртного механик категорически отказался (не пьёт), а икру, как дефицит спрятал в холодильник. Дожили! Дальневосточные рыбопродукты для дальневосточников дороже мясных продуктов. Родина моя – ты сошла с ума! К 23.00. на борт явился подгулявший КЭП с друзьями-одноклассниками. Миша (привозил топливо) и Женя(одноклассник) – милейшие люди, интересные собеседники. Посмотрели на яхту (уже были сумерки) и спустились в каюту. Поставили и накрыли стол, чем Бог послал. В лице капитана он (скорее дьявол) послал полбулки хлеба, полбатона докторской колбасы и…3(!) литровые бутылки водки. Гуляем! У капитана было две фишки: «Жэка! А помнишь…» и «Давайте забубеним!» Если во время Владивостокского запоя он был добрячком и вызывал сострадание (ну, запил, с кем не бывает), то здесь на своей малой Родине был злым и агрессивным. В разговоре с Мишей я получил подтверждение, что на Симушир в бухту Браутона соваться не стоит: там очень сильные приливно-отливные течения и нас с 8л.с. может выбросить на мель или камни. А наш доблестный ВМФ в середине 80-х пытался там обосновать базу для атомных ПЛ. Кто нам выбирает эти гиблые места!? Хоть Порт-Артур, хоть Дохлак, да тот же Рыбачий (2 часа идти по глубоководному фарватеру до выхода в океан). Капитан планировал туда зайти, половить терпуга, хотя спиннинг был только у Серёжи и терпуг на спиннинг не ловится... К полночи он всех достал и гости, неловко попрощавшись смущённо ушли. Остался я один на один с капитаном. Башню у него снесло окончательно. Сон его не брал, организм требовал алкоголя, а душа – общения. Но он был энергетическим вампиром и старался для подпитки вывести свою жертву из равновесия (душевного спокойствия). Жертвой оставался я и он нёс всякие гадости и ахинею про меня, а иногда переходил на деда Морозова, который остался на Камчатке, но был моим другом. Тут невольно вспомнились слова моего Каменьского друга: «А капитан у тебя ещё та штучка...» Я старался от него блокироваться, не обращать внимание. Тогда он попытался перейти к физическому взаимодействию, т.е. к драке! Пришлось слегка приласкать (крепко обнять, похлопать кулаком по..болевым точкам). На время угомонился. Надо бы поспать, завтра выход..., но от этого пьяного дуралея можно ожидать чего угодно...

01.7.18 Вс (9 день) Примерно в 01.00 вернулись Петя с Серёжей. Взяли налобные фонари, туалетную бумагу, отвётртки, пассатижи и ушли на берег?? Так вот же он – комфортабельнейший гальюн на СРТ! Через час вернулись радостные, возбуждённые, с добычей… Оказывается они ходили на корабельное кладбище рыбацких судов по нужде и сняли, скрутили, откусили всё что можно и что, по их мнению, могло когда-нибудь пригодиться. Бог мой, неужели это наша русская, врождённая черта первопроходца – обязательно что-нибудь стащить и что-нибудь обгадить?! Если так, то у нас нет Будущего…ВСЁ. Спать. Сон был прерывистым и не предсказуемым. Капитан барагозил: то что то бубнил, то предлагал забубенить, то спрашивал, где водка. Тем не менее 07.00. – подъём, личная гигиена в комфортабельном санузле СРТ, завтрак. Капитан(сова) под утро опохмелился и угомонился, Петя тоже дрыхнет без задних ног. Боцман расчухался, и мы с ним зашагали в увольнение на берег в Корсаков, который находится южнее столицы Сахалина Южно-Сахалинска. Сахалинская область похожа, как родная сестра на Калининградскую область (Восточную Пруссию). Чувствуется, что планировка, архитектура, мостовые, улицы не наши, но названии все наши (Багратионовск, Правдинск, Корсаков, Южно-Сахалинск), как будто здесь немцев-японцев никогда и в помине не было. Правда в Калининградской области уже появились дублирующие названия в скобках на немецком; на Сахалине – НЕТ. Правда японцы всё же оставили недобрую память о своём пребывании в виде железных дорог с япно-европейской колеёй (бани закрыть проще, чем перешить колею). От порта вскоре выходим через площадь адмирала Невельского на центральный проспект.. Ленина. Невельской выглядит очень солидно, в полный рост, только без головного убора. Я согрешил- перешагнул клумбу и сфотографировался с исследователем и обоснователем русского Дальнего Востока. Верится на все 100, что с отвёртками и пассатижами он не шарахался. Двенадцатый час (мы уже перешли на Сахалинское время), а город ещё спит. Это тоже наше врождённое – спать в прок. Выходной – надо выспаться. Нет, чтоб встать по раньше и наотдыхаться активно. Город чистый, ухоженный. Работают только светофоры и газетные киоски. Фотографируем друг друга, покупаем значки, магнитики, я ещё местные газеты. Дошли до центральной площади Ленина. Здесь тоже всё наше: стенд передовиков производства, фонтан, а вокруг разложены исторические камни-валуны, на которых золотыми буквами выбиты героические, исторические события. Правда сахалинский Ленин имеет островную специфику: с опущенными руками и пальто застёгнуто на все пуговицы (тайфуны, циклоны). Вообще очень Дальневосточные скульпторы любят прикалываться над Ильичём. Так на Камчатке в пгт Ключи Ленин одет в длинную солдатскую шинель (Дзержинского?). После 12.00 поворачиваем обратно - регламент. Город начинает оживать, открываются продовольственные магазины. Надо и нам затариться. Островные цены на красную рыбу, икру – заоблачные, выше наших Камчатских. Даже не знаю радоваться или печалиться. Закупаем. Я для себя - 3 тюбика сгущёнки по 250г; большую шоколадку «Алёнка» и по пакетику изюма и чернослива. Потом затариваемся баночным немецким пивом и какой-то вяленой речной материковской рыбкой под пиво. Я ещё взял 250-грамовую красную сахалинскую баночку икры (угостить ребят от имени капитана) – 3000р./кг! Потом зашли в аптеку, и Серёжа долго с симпатичной аптекаршей выбирал антипохмелин для капитана. Ещё в центре Корсакова он сказал, что у его отца сегодня день рожденья. Заглянули в попутное кафе, но оно открывалось только в 15.00. Сойти на берег и не заглянуть в кабак – это что-то невероятное для моряка. Зашли в уже знакомый мне портовой пивбар «Дельфин». Посетителей ещё нет. Заказываем 3 кружки пива и и пивной набор. 1000р. – однако! Чисто, уютно, барменша симпатичная, но не блондинка. Вообще население Сахалина сибирского замеса – смесь русских с местными. В Корсакове большинство мужчин славянского типа (потомки каторжан), а женщины – азиатского. Японок нет, а вот корейцев в изобилии. О них в своём «А помнишь?» рассказывал капитан, как они дрались с ними и иногда побеждали (корейцы дружней и организованней). Хорошо сидим. Может ещё? Но позвонил Петя и затребовал к 13.00 на «Триумф», пограничники придут с проверкой к отходу, а уже без 5минут 13. Побежали! Щас, ежели чего – подождут. И быстрым шагом – на корабль. Мы их опередили и ещё ожидали полчаса. Проверка прошла дистанционно: шкипер Петя с папкой документов вышел на стенку к пограничнику, предъявил и подписал (капитан болен). КЭП в хлам, полулежит полураздевшись на нашей койке, даже не стонет… 

Сахалин — 4-й Курильский.

     14.00(время сахалинское) – отход. Запустили дизель и вперёд. Пасмурно и душно, солнце в дымке. Прощай Корсаков! У нас 180л топлива – хватит до Камчатки… Курс больше 90, идём на юго – восток, на выход с залива Анива. К 15.00 распогодилось, задул бакштаг, постепенно переходящий в фордевинд. Подняли стаксель №2 и грот, остановили дизель. Скорость до 7 узл! Довольно интенсивное судоходство. Несмотря на ветер туман не развеялся и холод собачий, а ведь широта где-то 45! На ужин накрыли шикарный стол в кокпите, для сугрева допили капитанскую похмельную водку (ему только антипохмелин!), шлифонулись пивом, сразу потеплело – хорошо! Петя вынес и дунул в противотуманную дудку (кто её услышит в ходовой рубке?), включили ходовые огни (может заметят?). После нашего праздничного ужина (я только немножко салата) с водкой и пивом страх рассеялся, а туман остался.

02.7.18 Пн (10 день). В полночь вышли с залива Анива и пошли на С-В(К=70). Петя доложил пограничникам по космическому телефону о выходе в нейтральные воды. Мы шли внутри Охотского моря вдоль Курильских островов - ..урупов к 4-му Курильскому проливу. Осталось чуть больше половины пути – 400миль. Холодно. Меня отпустили поспать в тепле спальника, Молодёжь осталась на вахте с пивом. Капитан спит богатырским похмельным сном. Проснулся, справил нужду, попросил опохмелиться. Боцман предложил антипохмелин, он его послал и лёг дальше спать. У нас одна койка на троих. А кто говорил, что будет легко? Примерно в час ночи по рации на общей волне эфир всколыхнул возбуждённый голос радиста: «Народ! Порадуйтесь, наши ушатали испанцев по пенальти!» «А основное время?»- сразу отозвался чей-то радист. «1:1» Ура-а! Гиганты! Ведь могут, когда хотят. Вылезаю из спальника, несу весть в кокпит на вахту, Ребята тоже ликуют, хотя от футбола далеки. Сережа лезет в интернет, смотрим, что нам светит в полуфинале. Пролетел я мимо сна и отдыха, но не жалко, ПОБЕДА национального футбола вдохновляет и греет. 04.00-08.00 – 2-я смена. Боцман завалился спать. К=70-80; бакштаг – фордевинд до 6 узл; РУ (ручное управление). К рассвету (06.00) морось прекратилась, туман поднялся, ветер – слабый фордевинд. Опустили грот и оставили в работе стаксель №1(самый большой). Скорость на попутной волне доходит за 6узл. С 08.00 до 13.00 отпустили помочь спать капитану, он выпил антипохмелин и опять вырубился. С 13.00 на моё место упал Петя (больше суток не спал).К=67, штиль, перешли на дизель. Солнце в дымке, тепло, разгар лета! Я загораю в кокпите, сушимся. В баке питьевой воды ребята обнаружили привкус…водки! Я пошутил, мол это от нашего проспиртованного капитана, ведь бак под его койкой, на которой он лежит 2-е сутки. Ха-ха. Оказалось, что капитан плохо сполоснул или вовсе не сполоснул 5-литровую бутыль из-под моющей жидкости ещё в яхт-клубе, а мы её вылили в бак, заправляясь водой от СРТ в Корсакове. 60л воды считай нет. Вот тебе и «Ха-ха». Днём разошлись с 3-мя суднами. Неожиданно из облаков вынырнул самолёт и снова в них, как привидение, кажись наш. Перед заходом солнца (22.00) состоялся 1-й совместный ужин (я рулю), значит капитан с нулей должен заступить на вахту? Ура! Слава капитану! Готовит, как всегда, Петя, а посуду за собой никто не моет, и она грязная живёт в раковине на камбузе до следующего приготовления пищи. Затем берётся пластиковый таз, туда сваливается вся грязная посуда, выставляется в кокпит и там моется и полощется забортной водой. В основном опять Петей, изредка Серёжей. Похоже КЭП у нас 100% аристократ – никогда не моет, даже за собой. С заходом солнца резко похолодало, появились облака, пополз туман. К=67, ход под дизелем – 6узл! Ш=46; Д=146(первое упоминание координат), а надо 52гр;55мин и 158гр; 30мин (Вилючинск). Всё, к богу Морфию.

03.7.18 Вт(11день). 04.00-08.00 -2-я смена. К=70; 5узл под дизелем, холодно, облачно. В 06.00 рассвет, пополняем расходный бак соляром(18л) до контрольной метки. А в это время задул бейдевинд. Подняли стаксель №3(средний) и грот до полного, остановили дизель – 5узл! К=78. 08.00-13.00 – сон. C 13.00 до 14.00 долго запускали дизель на заряд АБ, доливали масла (первая ласточка?)

16.00-24.00 – 2-я смена. К – СВВ; умеренный бейдевинд, скорость около 4узл; волна 3-4 балла. Благо, что никто из экипажа морской болезнью не страдает. Холод, мгла – Родина моя… Ш=48; Д=149 – идём напротив пролива Крузенштерна.

04.7.18 Ср (12 день) 04.00-08-00 2-я смена. К=100(нам нужно меньше 90); крутой бейдевинд, но больше 4-х узлов. Надо менять галс и держать на ССЗ (идём на ЮВВ), подальше от Курил, но это моё личное мнение.

08.00-13.00 – сон. 14.00-15.45 – сушка трюмов, личное время и дело, но без гигиены – холодно.   16.00-24-00 – 2-я смена. Грот максимально зарифлен, стаксель штормовой; К=100; больше 5 узл! Потом переходим наК=40 – оверштаг. Боцман падает с койки, капитан прислоняется к борту. Похоже, как минимум на циклон: морозь, дождь, волна, брызги, ветер, холод. В каюте тоже холодно и сыро; одежда и спальник – сырые. С каютного иллюминатора капает конденсат прямо на середину одной из коек (крен на левый борт, значит на левую). Нашим синоптиком был Морозов. Он по методике капитана через интернет брал погоду с наших координат и передавал капитану по космическому телефону. Сеанс длился минут 10-20(оба болтуна ещё те), но ни один прогноз ни разу не совпал по времени! Перешли по моему предложению на вахту 4х4. Я собрал и одел все носки (чистые и грязные). Только Петя проявил человеческое сочувствие и поделился тёплыми вещами – отдал все изъеденные молью свитерки и кофты, а также классную яхтенную куртку-штормовку (сам он одевал штормовой яхтенный камбенизон). За это ему огромное спасибо. 1-я смена под руководством капитана шлангует: тянет со сменой вахты; замена парусов, сушка трюмов – 2-я смена, про питание я уже упоминал. С похолоданием дизель стал капризным при запуске.

05.7.18 Чт(13 день). Всё тоже самое, но ещё хуже. Надо выжить Курс, скорость Координаты нашей сменой безусловно фиксировались, но с подачи капитана прокладка по карте не велась, судовой журнал тоже. Как выяснилось по прибытии, мы 4 раза несанкционированно пересекали границу! Это значит, что подходили к Курилам ближе 12 миль, а на сколько ближе – одному Богу известно.

06.7.18 Пт(14 день). К 13.00 размокропогодилось! К=70; Бейдевинд, полностью поднят(разрифлен) грот + стаксель, скорость больше 3узл. Ш=49-23; Д=151-30. Маловато. Появилось Ярило, Солнце-Ра. Ра-д-ость. Во мне проснулся язычник. Бейдевинд перешёл на лёгкий бакштаг. Всё сушить! Спальник на шкафут (крышу каюты), робу на гик грота. К 19.00 лафа кончилась, появился туман. С 17.00 до 19.00 под руководством гиганта дизельной мысли пытались произвести улутшительный ремонт дизеля. Петя – основной (дипломированный дизелист, но по специальности ни дня не работал); Кочколда – на подхвате, я рулю, КЭП в своей стихии – руководит. Дизель после 1-го улучшительного не пошёл. 20.00-24.00. 2-я смена. Поставили бабочку под с стаксель №1 с распоркой на спинакер-гик. Полетели! Скорость больше 4-х. К=75. Рулим по картушке. Ходовые огни не включаем – бережём АБ. Дизель стоит! Опять холодно.

07.7.18 Сб(15 день похода/6 с Корсакова). Перед сном 30г водки – расслабляет, спать. 04.00-08.00. 2-я смена. К=75. Фордевинд; 6узл! 05.00 срезало клёпки крепление к мачте кольца крепления спинакер- гика. До конца вахты я рулю, Петя крепит кольцо наложением марки из капронового фала, обтягивает лебёдкой подъёма грота. Работает уверенно, профессионально. Горжусь 2-й сменой! Ш=49; Д=151. Пока ремонтировали дизель, чтобы меньше качало, немножко сползли вниз, но всё равно где-то напротив 4-го Курильского пролива! 08.00-11.00. Сон. Сплю в спальнике и во всей сухой одежде. Холод невероятный. Забортная вода +4. И это середина лета! А нам ещё 4 градуса на север. Где ты глобальное потепление?! Холод не тётка. В 12.00 капитан объявил аврал для окончательного ремонта двигателя. Он – рулевой, я – шкотовый; Петя и Серёжа – ремонтная бригада. Улутшительный ремонт длился до сумерек. При разборке повредили прокладку – посадили на герметик. После окончания улутшительного ремонта дизель с трудом запускался, но при малейшей нагрузке глох. При попытках запуска окончательно разрядили основной (купленный в Корсакове) аккумулятор. Введён режим экономии электроэнергии – только навигация и связь. Прощай фото и видео съёмка. Вошли в 4-й Курильский пролив, К=110. Холодно, низкая облачность, островов не видно. Фордевинд скорость 5 узл., смеркает. Капитан намедни принял от Морозова погоду – ветер будет ослабевать. Петя на ночь глядя решил поставить самый большой спинакер (№1). Я был против такого авантюризма, но капитан утвердил. Поставили. Мама родная – танковый парашют! (больше 40м кв.) Он заслонил собой впереди весь горизонт. Ахтерштаг натянулся как струна. Пошли! При попутной волне яхту качало с борта на борт; спинакер тоже переходил на накрененный борт и тянул за собой яхту, меняя курс. Короче, я рулить не смог и честно сказал об этом Пете. Петя снисходительно хмыкнул (до смены оставалась меньше часа) и сел за руль. Яхту усмирил, и она понеслась, как торпедолов на полном ходу. Ветер не утихал, а наоборот –усиливался. Я решил зафиксировать скорость и спустился в каюту за навигатором. На запуск нужно около 4 минут. Через 2 минуты дробь в заслонку каюты.? «Аврал, поднимай 1-ю смену, рубим спинакер!». Не церемонясь, сыграл аврал. Первым выскочил боцман, капитан последним покинул каюту и с трудом въезжая в обстановку привычно сел за руль. А обстановка экстремальная: ахтерштаг звенит вот-вот лопнет, темно, только налобные фонари слепят, попадая в глаза, яхту качает с борта на борт попутная волна и синхронно с качкой добавляет крен и сбивает с курса супер спинакер. Я на лебёдках и стопорах. Боцман со шкипером на баке готовы рубить танковый парашют. Ветер ревёт в ушах – плохо слышно. Надо бы общаться жестами, но не отработали... Пли, не пли? Травить, не травить? И в это время спинакер валит яхту на левый борт больше 45 градусов, на левом борту стопор и лебёдка спинакер фала. Моя левая нога скользнула по палубе, упёрлась в стойку релинга и оказалась в воде. Мать – перемать! Сейчас воды в сапог нальётся. Мотнуло в другую сторону. Судорожно цепляюсь и упираюсь, чтоб не сыграть за борт. Какой к чёрту «Человек за бортом!» в такой темноте, неразберихе и скорости... Так «Пли!» или «Не пли?». Мотнуло второй раз на левый борт, сапог оказался в воде, я отдал стопор спинакер фала, и он улетел. Это что!? Конец? Конец плавания, конец жизни? Мы так не договаривались… Яхта начала выравниваться. Ребята на баке вытасчили из воды танковый парашют вместе со спинакер фалом. «Николаич, знаете, что это было? – с просил на общем перекуре в кокпите Петя после аврала.??? «Кто знает?» ??? «Это был БРОЧИНГ». «Брочинг – это неподдающиеся управлению резкие повороты(броски) яхты в наветренную сторону. Чаще всего это происходит на курсах бакштаг или фордевинд.» (Справочник яхтсмена Б.Бонда 1989г.) Вот тебе тенденция к ослабеванию ветра на ночь, вот тебе брочинг в корму. Кстати, при аврале все работали без страховки, если бы кто сыграл за борт – ни малейшего шанса… Однако, едем дальше. Поставили штормовой стаксель, зарифили грот и понеслись на бакштаге 5узл.                                                        

08.7.18 Вс(16/7) 00.0..-03.30 – сон. Холодно, сыро, мотает, сползает, грохочет ...

Парамушир – Камчатка

 04.00-08.00-2-я смена. К=60; скорость 4-5узл; РУ. Мчимся на Камчатку мимо Парамушира. Теплеет, вода +7-8 градусов. Ветер бакштаг, фордевинд. С рассветом сбылось предсказание с утиханием ветра! Разрифили грот, сменили штормовой стаксель №6 на №5. Взошло солнце!   Итак, ночью мы проскочили 4-й Курильский пролив между островов Анциферова (соратник Атласова) и Маканруши; Парамушир и Онекотан, повернули на северо-восток и пошли вдоль Парамушира к Шумшу. Россия начала осматривать Курильские острова с севера сразу после открытия Камчатки в 1696 году пятидесятником Володимером Атласовым (на его кресте значилось 7205год) Об этом говорят названия: о. Атласова, о. Анциферова. Дальше всех на юг продвинулся Козыревский(самый образованный из отряда Атласова), но его острова нет. Продвигались на гребных челнах в тихую ясную погоду.

Японцы начали осваивать Курилы с юга от о.Хоккайдо: Кунашир, Итуруп, Уруп… Самый крупный – Итуруп, за ним – Парамушир. Городов там нет, есть только поселения: Головино и Южно – Курильск на Кунашире ; Буревестник, Курильск, соединённые железной дорогой на Итурупе; Севера – Курильск на Парамушире. Особых богатств(пушнины) там нет, к земледелию они не пригодны. На Курилах раньше жили загадочные люди айны. Они больше были похожи на европейцев – славян, чем на азиатов. Питались рыбой, мясом морского зверя, ягодами и кореньями. Ясачить их было нечем. Заселяли они так же юг Камчатки и север Хоккайдо. Сейчас этого народа нет, как морской коровы Стеллера. Её то съели люди (мясо коровы 100% спасало от цинги), а куда дели странных айнов? Мы своих Камчатских, мягко говоря, не уберегли, в лучшем случае – ассимилировали. Японцы остатки своих эвакуировали в Японию к 1945 году и теперь их, как народа тоже нет.

До 1880 года Южные Курилы были японскими, Северные Российскими; тоже самое с Сахалином. В России Европа прорубило окно при Петре-1, а при Екатерине-2 широко распахнула парадные двери и дворянство(элита) заговорило на французском. Япония отменила «политику закрытых дверей» после Крымской войны(1860г.) До Русско – Японской войны Россия была сильнее. Поэтому в 1880г. русский граф Боссе «окончательно» решил вопрос спорных территорий: весь Сахалин с каменным углём достался России (она организовала там каторгу), а все Курилы – Японии. После поражения России в 1905 году японцы вернули себе Южный Сахалин. После разгрома Японии в 1945 году Советский Союз вернул себе Южный Сахалин и занял все Курилы до самого Хоккайдо. Вот такое право сильного. Экономически Япония стала сильнее Союза накануне его распада в 1990 году. Но до сих пор Россия великая ядерная держава, а Япония – нет. Поэтому Курилы наши!

08.30-12.00. Сон. Проснулся летом! Тепло, солнце, хотя сопки Парамушира в снегу. Загар, просушка. Слабый бакштаг. К=30-40 – еле ползём. За Парамуширом через каждые 3 часа на о. Атласова паровое извержение вулкана. На Парамушире свои 2 вулкана тоже курятся (на то они и Курилы) – красота! Экипаж организовал шикарный ужин (я пока – пас). После ужина (2-я смена) поставили стаксель №1(самый большой), но это дало лишь 2-3узл. До заката так и ползли к 1Курильскому проливу. В 22.00 в проливе подуло. Сменили стаксель на №2 и полетели – больше 6 узл.

09.7.18. Пн(17/8). 00.30-03.30. – сон пристегнувшись, качает. 04.00-08.00 2-я смена. Зарифили грот. Низкая облачность, сырость, холод, ветер. Неприветливо встречает Камчатка. Конец вахты К=45; Ш=51; Д=157; скорость больше 10км/час! До Петропавловска осталось 240 км. Конец ночной смены. Надо поспать.   13.00. Проснулся летом! К=45; Ш>51; Д>157; осталось 215км. Слева открылась Камчатка: Камбальная, Желтовского, Ходутка. Камчатка никогда не была спорной территорией. На неё пришёл в 1696 году пятидесятник Атласов с полусотней казаков(чуть больше 60), а в 1697 застолбил, т.е. поставил крест на котором было начертано: « СЕ году июля ГI дня поставил сей крест пятидесятник Володимир Атласов со товарищи НЕ человек». ?? До реформ Петра-1 в России был славянский календарь и числа обозначались буквами. Тогда надпись читается: «7205 году июля 13 дня поставил сей крест пятидесятник Володимир Атласов со товарищи 55 человек». Недостающие погибли в стычках с местным населением и были отправлены в Анадырьский острог с ясаком. Зачем было календарь отменять? Ведь евреи с китайцами не отменили…

16.00-24.00 2-я смена. Тепло, лето, загар, сушка.., штиль (Тихий океан). 1-я смена разлеглась отдыхать в кокпите. Ладно. Я осушил кормовой трюм, Петя – под дизелем (полтора ведра водомасляной смеси). Боцман (на конец то!) приготовил обалденный обед – плов с конины(тушёнка) и салат. Я поел слегка, чтобы избавиться от полуобморочного состояния, иногда начинало темнеть в глазах и звенеть в ушах.  18.00-20.00 – восстановительный ремонт: завели спинакер фал через топ мачты по штатному, который выскочил при внеплановой ночной тренировке по брочингу. В жизни всегда есть место подвигу. Петя, как самый лёгкий, смелый, ловкий и подготовленный (горжусь 2-й сменой!) был поднят с помощью беседки, фала и лебёдки на самый верх мачты. Оттуда пропустил вниз внутри мачты леску с грузилом и по ней завёл спинакер фал. Ай да молодца! Я работал на лебёдке, как самый сильный (горжусь 2-й сменой), боцман помогал мне и Пете; капитан держал курс на одном гроте. После ремонта задуло, зарифили грот; сменили стаксель и всё сами, и всё в сумерки, и всё без страховки (боевая 2-я смена!).

10.7.18. Вт(18/9). 05.30. Опять 2-я смена. Ра – свет! Рассвет, перешли на Камчатское время. К=40; Ш=52; Д=158, до дома всего 116км. Работал бы дизель, мы бы за полдня были дома, а так плетёмся со скоростью черепахи – 1 км/час! Идём рывками: 02.00-03.00 неслись до 7узл с малыми парусами. Крен доходил до 45! Опять лето, опять загар – кошмар! 13.30. К=30-40; скорость до    3 узл; Ш>52; Д>158; Осталось 103 км. Плывём к мысу поворотный под бабочкой на фордаке. К 15.00 услышал Господь наши молитвы – подуло! Поставили средний стаксель и полетели под бабочкой – 9-10 км/час. Осталось 95км, только не сдуйся. Проходим погранзаставу в б. Асача, а там и м. Поворотный. Загораю идеально, ухи уже готовы. У капитана лысина стала шоколадной, 15-й сгорел вообще! Впереди показался туман. Зачем ты? Поднимись, исчезни, сгинь! Исчез. Ветер тоже. Медленно – медленно проходим бухту и влк. Асача, б. Мутная, б. Берёзовая, б. Лиственичная. Впереди слева обозначились вулканы Мутновский и Вилючинский, здесь я уже был(и морем, и сушей). На закате чуть дунуло и всё. Работает Срединный хребет, перекрывающий доступ холодного воздуха с Охотского моря. Пора спать, однако.

11.7.18. Ср (19/10). Дай бог последний. 04.00-08.00. 2-я смена. Стаксель №1. Бейдевинд. К=0-10-20; Ш=52.30; Д=154.40; 3,5 узл; осталось 50км. Ветерок, солнце, тепло – Земля Санникова! Сгорело лицо, хотя одежда дикаря: трусы голый торс. Идём из зимы в лето, хотя идём с юга на север? От нечего делать «посидел на релинге» - никакого кайфа, немножко неловко (ведь есть гальюн). Можно бы и поворачивать, но «Восток» не даёт «Добро». Появилась мобильная связь, но особо не поговоришь – мобильники наполовину разряжены, надо беречь на оперативную связь. На Камчатке грандиозные военные учения, выходит на стрельбу ракетоносец «Борей». Что б не маяться зря, организовываем большую приборку. Работали все (капитан рулил, но подстриг бороду). Приборка закончена, везде порядок, даже на камбузе и в форпике (кладовой парусов).

Лежим в дрейфе напротив м. Станицкого и Маячный у входа в Авачинскую губу. Петропавловск стал центром Камчатки только в середине 19 века перед Крымской войной при губернаторе Завойко. Перед войной 1812 г. центром был Усть-Камчатск, а первым военным губернатором был генерал-майор Кошелев, который в 1805 году прибыл в Петропавловск с ротой солдат арестовать... Крузенштерна по требованию камергера Резанова, но не арестовал, а примирил. Да. Петропавловск назван в честь пакетботов «Святой Пётр» и «Святой Павел» 1-й экспедиции Беринга. 2-й не состоялось потому, что «Святой Пётр» под командованием «великого русского мореплавателя Беринга» заблудился и потерпел кораблекрушение (сел на мель напротив Командорских островов) и командор вскоре умер на своём острове от цинги, холода и тоски. «Святой Павел» удачно завершил экспедицию, открыл Аляску и Алеутские острова и со здоровой командой вернулся в порт который и назвали Петропавловск. Организовывал экспедицию, закладывал будущий порт и командовал «Святым Павлом» капитан-лейтенант...ЧИРИКОВ! Кто его знает в России?!...

Всё, пост «Восток» по рации и «Приз» по мобильнику(мне) дали «Добро» на вход. Двинулись под бабочкой, но тенденция к ослабеванию ветра (наконец прогноз нашего синоптика Морозова совпал) и на 401-м он вообще перекрылся полуостровом Рыбачий. С началом движения в Авачинскую губу за нами увязались 2 моторки пограничников?? Оказывается мы где то 4 раза несанкционировано пересекали границу (входили в территориальные воды без предупреждения пограничников). Где!? Наш судовой журнал (до сих пор) девственно чист, то же самое на 2-х рулонах карт. На 401 2 пограничника пересели на «Триумф» и начали шить дело. Нас начал сопровождать РВК с вооружённым спецназом на борту (всё-таки ВМБ и учения). Когда ветер и ход совсем исчезли я попросил капитана РВК бросить конец и взять на буксир, а старшего оперативного утвердить этот манёвр. Возле пункта хранения реакторных блоков б. Сельдевая РВК нас оставил. На инерции и слабеньком ветре мы притёрлись к стенке, Петя выпрыгнул на берег и потащил нас к месту стоянки. Охрана ПВХ ЯР-блоков очухалась и начала сопротивляться (нельзя здесь стоять). «Да нас сюда пограничники поставили под арест. Капитан ещё п прошлом году договорился с директором о месте стоянки на этот год». «Стой. Ты меня должен знать ведь раньше работал в цехе обращения с ТРО». «Я вас помню, Николай Николаевич». «Замечательно. Достоим до завтра, а там разберёмся. Дай дух перевести. С Владивостока пришли». «Только завтра..» Узнаю тебя Родина – все нельзя. Нас встретил Морозов с блоком сигарет, пакетом пирожков-плюшек и 4-мя баллонами разливного Камчатского пива. Когда привязались к стенке и отвязались от пограничников, налили по кружке пива и врезали за переход «Владивосток- Вилючинск». Капитана опять повело. Ребят забрал Серёжин отец, было место и капитану, но он остался допивать пиво. Потом мы с Морозовым сделали крюк, отвезли его домой(он требовал продолжения банкета, но спиртное только до 22.00.) Короче перешвартовку, постановку мёртвых якорей, переход к месту подъёма из воды, подъём и переезд на берег на место зимней стоянки на «Вилючинских судоверфях» мы делали без капитана. Можно, конечно, обвинить его в излишнем пристрастии к спиртному и потере контроля.., но по сравнению с 1-м Президентом РФ он сущий агнец. Хочется выразить благодарность владельцу «Вилючинских судоверфей» Никитину Анатолию Васильевичу (Великий человек среди невеликих людей) и его компаньону Надибаидзе Александру Шалвовичу, которые безвозмездно помогли поднять яхту и приютили на зимнюю стоянку. ВСЁ? Конец «Триумфу»? «Триумф» яхта замечательная! Вот с капитаном пока как-то не заладилось…Может подтянется к КРУГОСВЕТКЕ




О нас | Карта сайта | © 2005 - 2012 GodCom