КРАСНОЕ СОРМОВО. ПОМОЩНИК НАЧАЛЬНИКА ЭМС.
После возвращения из похода подводная лодка была поставлена в ремонт на завод "Звезда" в Большом Камне, а мне была предложена
должность помощника начальника ЭМС дивизии по электрочасти от которой я
отказался, сказав, что хочу стать в будущем командиром БЧ-5 на лодке. Наш
командир БЧ-5, Никитин Виктор Михайлович, был определен кандидатом для
поступления в Военно-Морскую Академию и убыл в
отпуск, а я стал временно
исполнять обязанности механика с последующим назначением на эту
должность. В это время на дивизию пришел запрос из кадровых органов на
должность помощника начальника ЭМС по электрочасти в бригаду строящихся
подводных лодок в городе Горьком. Завод КРАСНОЕ СОРМОВО начинал строить атомные
подводные лодки и штаб бригады переходил на новый штат и укомплектовывался
офицерами, служившими на атомных лодках. Поскольку родители и мои и моей жены
жили в Минске, да и желание служить ближе к цивилизации сыграло свою роль, я
изъявил желание быть назначенным на эту должность, но получил отказ т.к. уже
был в проекте приказа о назначении на должность командира БЧ-5 на своей лодке.
Наша лодка стояла в ремонте на заводе в Большом Камне, на службу и домой нас
возили на грузовиках с деревянными кабинами (местное название КОЛОМБИНА). В одну из поездок при возвращении домой
машина, в которой я ехал опрокинулась в кювет и все пассажиры в том числе и я
хорошо побились. Когда я через пару дней
прибыл в штаб дивизии и обратился к командиру дивизии контр-адмиралу Иванову Ю.В. с повязкой на голове и забинтованной рукой на перевязи с просьбой отпустить меня в Горький,
он дал согласие на перевод. Так закончился мой первый этап службы на Дальнем
Востоке.
Попрощавшись со своими сослуживцами, я со
всей своей семьей, женой и двумя детьми, поездом отправился к новому месту
службы. Прибыв в Горький, на вокзале
погрузился в такси и попросил отвести меня куда-то в Сормово к подводникам, что
и было выполнено. Поскольку было уже поздно, мы переночевали в кабинете
начальника политотдела. Утром я представился своим новым начальникам.
Командиром бригады был контр-адмирал Надеждин Алексей Федорович, начальником
штаба бригады капитан 1 ранга Терехин Николай Михайлович, я его знал, т.к. еще
в 1955 году, будучи мичманом, проходил стажировку на пл С-366, где он был
старшим помощником командира. Мой непосредственный начальник, заместитель
командира бригады по ЭМЧ - начальник Электромеханической Службы бригады - капитан 1 ранга Сигачев Николай Дмитриевич, я
с ним встречался в период
Государственных испытаний АПЛ К-59, он был членом Госкомиссии. В ЭМС еще
были капитан 3 ранга Маколдин Геннадий Михайлович, капитан-лейтенант Галюта
Андрей, оба они приехали с атомных лодок с Северного флота и капитан 3 ранга
Аргентов, старожил бригады. Почти одновременно со мной на должность флагманского
специалиста РТС прибыл с ТОФа капитан 3 ранга Лебедев Евгений Мефодьевич, служивший начальником РТС АПЛ К-45.
Чтобы закончить с бытовым вопросом напишу, что начальник политотдела сказал, что
у них есть свободная комната в коммуналке, но посоветовал мне найти и снять жилье, т.к. через 3-4 месяца бригада
получит несколько квартир в новом доме и мне проще будет ее получить, как
бесквартирному. И действительно, вскоре
я переехал в хорошую 2-х комнатную квартиру в новом доме, а в соседнем доме получил
квартиру Лебедев.
104 бригада строящихся подводных лодок
располагалась в Сормовском районе города Горький недалеко от завода КРАСНОЕ
СОРМОВО, на котором еще с 30-х годов
строились подводные лодки. Еще будучи курсантом, я проходил преддипломную
практику на этом заводе в 1955 году, когда там массово строились подводные
лодки 613 проекта, их было построено больше 100 единиц.
К моменту моего назначения на заводе
строились дизельные ракетные подводные
лодка 651 проекта и начиналось строительство атомных подводных лодок 670 проекта
с крылатыми ракетами АМЕТИСТ. На бригаде находились два экипажа дизельных лодок и ожидалось вскоре
прибытие экипажа головной атомной подводной лодки К-43. На
территории бригады имелось 2-х этажное
здание старой постройки, в котором
размещались и кубрики личного состава экипажей пл, и столовая, и
штаб бригады,
и еще несколько складских строений. Но уже начиналось строительство
большого
5-ти этажного здания, где предусматривались и кубрики для экипажей пл,
и учебные
кабинеты, в том числе и тренажер по управлению главной энергетической
установки,
и кабинеты для штаба бригады. Флагманские специалисты, кроме
механиков,, были в
возрасте, по многу лет служившие на этом месте, в последующем
постепенно увольнялись, а на замену приходили более молодые, как
правило с новых лодок.
Основная задача офицеров штаба состояла в организации работ по подготовке личного состава кораблей по изучению устройства корабля, специальности, организации службы. Да и самим нам сначала надо было изучить проект нового корабля, атомной подводной лодки 670 проекта, которая строилась на заводе по проекту ЦКБ Лазурит, расположенного на территории завода. Так что первый год службы в бригаде прошел в основном в помещениях ЦКБ и цехах завода. Одновременно с этим пришлось заниматься подготовкой сдаточных команд завода для дизельных подводных лодок 651 проекта, проводить с ними занятия, а затем принимать экзамены. Эти лодки после завершения работ на заводе отправлялись по Волге на Черное море, где имелась сдаточная база завода в Севастополе и проходили тм заводские ходовые , а затем и государственные испытания и лодки сдавались флоту.
Офицеры ЭМС бригады - Галюта, Сигачев,
Здоровенин
С прибытием экипажа К-43, командир капитан
1 ранга Савицкий, командир БЧ-5 капитан
2 ранга Никитин начали заниматься с ним.
Кроме работы по подготовке экипажей подводных лодок много времени занимали работы по обеспечению проходящих по
Волге в обе стороны эшелонов – подводные лодки, надводные корабли,
вспомогательные суда своим ходом, в
доках, на буксире. Горький являлся опорным пунктом, где происходила дозаправка
топливом, снабжение водой и продуктами, а также производился при необходимости
ремонт. И почти всегда они старались задержаться в городе как можно
дольше, а наша задача отправить их как
можно быстрее. На этой почве иногда происходили недоразумения
В общем, служба была совсем не такой, как
на действующем флоте, конечно и в ней порой возникала напряженность, но в
целом, как говорят сейчас, это была
халява. Офицерский состав штаба был дружным коллективом и прикладывал все
усилия, чтобы как можно лучше подготовить экипажи подводных лодок, но нам
хватало время и на занятия спортом, посещения театров и стадионов, и на
дружеские посиделки. В 1965 году произошла смена командования, контр-адмирал
Надеждин А.Ф. был назначен на должность
командира учебного отряда в Ленинград, а на бригаду пришел контр-адмирал Кирток
А.Н. с должности командира аналогичной бригады в Северодвинске. Особых изменений
у нас не произошло, только меньше стали заниматься спортом. Офицеры, назначенные в бригаду, как правило, служили
в ней до выхода на пенсию не думая о дальнейшей перспективе.
Хотя служба у меня шла хорошо и я не однократно поощрялся командованием бригады и Главкомом ВМФ, своевременно получил звание капитана 2 ранга, она мне не очень нравилась. появилось настойчивое желание сменить место службы. Поэтому в 1967 году я подал рапорт с просьбой разрешить мне поступление в Военно-Морскую Академию, на что получил добро. Пройдя месячную подготовку при Академии, я сдал вступительные 4 экзамена на хорошо и рассчитывал на зачисление. Но не получилось. Офицеры, поступавшие с ТОФа и сдававшие экзамены во Владивостоке, получили худшие оценки но, вышедший в этом году приказ ГК ВМФ, гласил, что офицеры, получившие ходатайства своих начальников за успехи в службе поступают в Академию вне конкурса. И трое механиков - ТОФовцев, воспользовавшись этим, были зачислены, а я вернулся в бригаду.
Но вернувшись через месяц, я в 1968 г. написал новый рапорт, а комбриг написал на имя ГК ВМФ ходатайство и, успешно сдав экзамены, я был зачислен слушателем Академии на Инженерный факультет по специальности Ядерные Энергетические Установки. Начался новый этап моей службы.
Наша группа в Академии. Стоят: Николай
Венивитинов, Иван Морозов, Юрий Михеев, Виталий Зайцев, Эдуард Дешевой. Сидят: Мстислав Здоровенин, Владимир Семенов |
Много
лет спустя. Мои однокашники и друзья по Академии: капитан 1 ранга Юрий Васильевич Михеев, капитан
1 ранга Иван Федорович Морозов, адмирал Виталий Васильевич Зайцев |
Диплом с отличием об окончании Академии
вручает Главнокомандующий ВМФ СССР Адмирал Флота Советского Союза Горшков С. Г.
Продолжение ...
- Курсантские годы
- Командир моторной группы
- Учебный центр подводников
- Первые атомные подводные лодки Тихоокеанского флота. Заводские испытания.
- Первые мили атомных тихоокеанских подводных лодок.
- Красное Сормово. Помощник НЭМС.