ПРИХОДЬКО Б.Ф. Автографические этюды (школьные годы).
ВСТУПЛЕНИЕ
Время неумолимо течет, уходят из жизни живые свидетели и участники событий тех дней, стирается память…
Как правило, текущие события и дела сегодняшнего и вчерашнего дня кажутся нам малозначимыми и суетливыми. Однако, по прошествии многих лет, оглядываясь назад, начинаешь понимать, что ты являлся участником больших и значимых для Отечества свершений. Но за общим пониманием уже не хватает деталей событий и жалеешь, что не подстраховывал свою память записной книжкой, что такая привычка появилась значительно позже – в 70-х.
Мне хотелось бы отдать должное одному из самых боеспособных соединений 60-х годов – 19 бригаде подводных лодок 6 эскадры ПЛ и первооснователю подводных стратегических ядерных сил на Дальнем Востоке в 70-х годах – 8 дивизии атомных подводных лодок 2 флотилии ПЛ Краснознаменного Тихоокеанского флота.
Кроме того, своей моральной обязанностью считаю хотя бы частичную передачу опыта службы нынешнему поколению подводников. Мы не были умнее ни старшего поколения, ни нынешнего (А.С.Пушкиных среди нас тоже не наблюдалось), но у нас есть опыт проб и ошибок, познание которого должно приводить к успеху более коротким путем. К тому же так сложилось, что публикации воспоминаний ветеранов-тихоокеанцев в отличие от северян крайне редки, хотя мы ни в чем не уступали им.
Писатель я еще неопытный, да и память имеет “хорошее” свойство – забывать, так что прошу меня не судить строго ни за стиль, ни за неточности. Пусть меня покритикуют, дополнят и исправят мои учителя, мои сослуживцы и мои ученики того периода службы Пусть меня простят читатели и не посчитают нескромным, если где-то я буду упоминать о себе, но не получается быть убедительным и претендовать на достоверность, не ссылаясь на источник информации. А в данном рассказе этим источником являюсь я сам. И поэтому коротко о себе.
Итак, вырос я в семье
общевойскового офицера, послевоенная
служба которого была связана с преподавательской деятельностью в военных
училищах: Суворовское училище в г. Чугуеве
Харьковской области (затем было преобразовано в Киевское), Львовское
военно-политическое, Винницкое военно-техническое, Дальневосточное высшее общевойсковое в г. Благовещенске.
Таким образом, мое детство и юность
прошли в военных гарнизонах, поэтому суровый, строго регламентированный
офицерский быт мне понятен и близок.
Самые яркие воспоминания остались от
Львова 1947-51 гг. Жили мы на территории военно-политического училища,
огороженной двухметровым кирпичным
забором, за которым через дорогу шумел густой листвой знаменитый Стрийский
парк. До войны здесь размещался Шляхетский кадетский корпус. Территория
благоустроена: цветные клумбы, парк, дорожки заасфальтированы, чистота и
порядок. Четырехэтажные казармы, курсантский клуб, магазин. Аккуратные
двухэтажные здания домов офицерских семей.
В
центре училища за сетчатым забором раскидистый яблоневый сад, охраняемый
сторожем от наших детских шалостей и посягательств. Весь командный,
преподавательский состав и курсанты - фронтовики, награжденные медалями и
орденами.
Время было тревожным – в городе и в
ближайшей округе скрывались многочисленные отряды бандеровцев. Еженедельно из
офицеров и курсантов формировалась сводная рота для участия в операциях по
поиску схронов и уничтожению бандитов. Рота выезжала в пятницу на грузовиках и
возвращалась к обеду в воскресенье. Нередко возвращались с потерями – убитыми и
раненными в стычках с бандеровцами офицерами и курсантами. В похоронных
процессиях принимали участие и мы, мальчишки.
Как раз в это время на соседней с
училищем улице Гвардейской бандеровцем Стахур
был убит Ярослав Галан – известный украинский журналист, посвятивший
свое творчество советской Украине. В этой квартире был организован музей и мы с
друзьями несколько раз туда забегали. Позже, во время учебы в Ленинграде в
Военно-Морской академии в 1975 году во время посещения музея религии и атеизма
в Казанском соборе среди экспонатов я обнаружил рукописный лист последнего журналистского репортажа Я. Галана, залитый кровью.
В основном круг моего общения за
пределами школы были люди военные и их дети – мои сверстники.
Специфика службы отца, естественно,
сопровождалась частой сменой городов проживания и пяти школ моей учебы. К новичкам учителя присматриваются особенно
внимательно (проще – придираются). Быстро установить дружеские отношения в
ученическом коллективе тоже непросто.
Для всего этого требуется время, а его не было. Поэтому приходилось все 10
классов учиться форсированно, доказывая учителям, что ты не хуже авторитетных
учеников. Да и дома спрос за оценки в дневнике был коротким и строгим. Даже
выпускной 10-й класс прошел в двух школах. В г. Виннице на Украине и в г.
Благовещенске на Амуре в России, где и
выяснилось, что я разговариваю с украинским акцентом и мне светит тройка по
русскому языку в аттестат зрелости. Тем не менее мои знания по физике и
математике не подлежали сомнениям и я был постоянным участником городских и
областных олимпиад по этим предметам. За оставшихся 5 месяцев учебы в школе
украинский акцент был устранен и при поступлении в Тихоокеанское Высшее
Военно-Морское училище я получил высшую сумму баллов.
Должен упомянуть, что отец
(наверное, как и все родители) хотел бы
видеть в своих сыновьях какие-нибудь таланты и всячески поощрял в нас любое
стремление к искусству, творчеству
заставляя учиться в многочисленных кружках и даже в художественной
школе. Однако особых талантов не оказалось!
Писал я эти строки в конце прошлого века,
когда при желании и появлении возможностей мог с семьей сесть в самолет и
полететь на «запад» в европейскую часть СССР,
посетить все города своего детства, юности, молодости – Львов, Винницу, Киев,
Старобельск, Харьковщину. Что и получалось неоднократно. И думалось, что так
будет всегда….
Но годы идут и в 1991 году моя малая Родина – Украина
оказалась за границей, в 2014 году к власти там пришли те самые бандеровцы, о
которых шла речь в 1950-х и я сейчас уже не могу посетить могилу своих
родителей в городе Старобельске бывшей Луганской области. Потому, что
Старобельск находится под властью бандеровцев, во дворе отцовского дома
находится база БТРов и «Градов», которые периодически (после ремонтов) выезжают
к Луганску для обстрелов населения ЛНР (Луганской Народной Республики).
Благо, что старые друзья отца (и конечно
– мои) ухаживают за родительской могилой.
Вот такая получилась «философия жизни» и развитие истории на протяжении жизни всего
лишь одного поколения. А что будет дальше….?
УЧИЛИЩЕ. КУРСАНТСКИЕ ГОДЫ.
КАМЧАТКА.
БУХТА МАЛЫЙ УЛИСС.
ШТУРМАНСКАЯ СЛУЖБА ФЛОТА.
ШТУРМАНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ АМЕРИКАНСКОГО ФЛОТА В ФИЛИППИНСКОМ МОРЕ.
ВОСПИТАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ.
ЭПИЛОГ ДИЗЕЛЬНОМУ ПОДВОДНОМУ ФЛОТУ.