Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Библиотека штурмана

ЧАСТЬ 2. НА ЭСКАДРЕ

 

СЧАСТЛИВЫЕ СТРЕЛКИ

 

Старший унтер-офицер Костенко в раздумье остановился перед группой юнг, направленных в подведомственный ему плутонг. Вершинин, Васильев и Дубинин в положении «смирно» терпеливо ожидали решения своей участи.

- В первый каземат … в орудийный расчет … Плохо будете стараться, направлю в погребные, - наконец решил Костенко.

Попасть сразу в орудийный расчет, не побывав в погребных, об этом юнги даже и не мечтали. Такое отступление от общепринятого порядка мог допустить только Костенко. Он был на хорошем счету у флагманского артиллериста и по тому времени был достаточно грамотным и толковым артиллерийским унтер-офицером.

Первое посещение каземата на юнг произвело неизгладимое впечатление. Идеальная чистота, незнакомые, с таинственными надписями, приборы, громадные, как им показалось, орудия, серьезные лица штатного расчета – все это вместе взятое подавляло юнг своей новизной и солидностью. Первые учения были несложны и сводились к общему ознакомлению с материальной частью и обязанностями различных номеров орудийного расчета. Через неделю новички должны были подготовиться к стрельбе по звенящему щиту. Костенко много времени уделял подготовке новичков к стрельбе, он очень тщательно проверял наводку и попутно давал ряд полезных указаний. Основное значение он придавал наводке горизонтальной нити оптического прицела. Обнаруживая неточность наводки, Костенко не подавал вида, что ученик сделал ошибку, он молча сбивал наводку и заставлял производить ее вновь. И когда новичок, наконец, добивался правильной наводки, Костенко отводил его в сторону от прицела и требовал, чтобы тот на словах передал ему положения прицельных линий. Если ученик упускал какую-либо деталь, то он его вновь подводил к прицелу и, наблюдая сам во вторую трубу, продолжал допрос. Если и теперь новичок давал неполную ил неверную характеристику, то он формулировал ее сам. В результате настойчивости Костенко ученик на всю жизнь запоминал, как должны быть совмещены с целью вертикальная и горизонтальная нити прицела и когда должна быть нажата кнопка для производства выстрела. Лучшие артиллеристы флота – все прошли выучку у старшего унтер-офицера Костенко. На флоте было два артиллериста – Костенко и флагманский артиллерист Кузмин. Они дополняли друг друга. Костенко был мастером, а Кузмин – проверял. Оба они, каждый конечно в своем масштабе, были грамотны и свою специальность знали безупречно. В дополнение к этому, их еще сближала одна странность, она сводилась к тому, что до первых стрельб оба они беспристрастно относились к новичкам, но после первой стрельбы они всех учеников делили на две группы – «счастливых» и «несчастливых» стрелков. Каким чутьем они руководствовались, трудно сказать, но только из группы «счастливых» стрелков вырабатывались хорошие комендоры. «Несчастливых» стрелков, несмотря на их порой сметливость и хорошую общую подготовку по специальности, они безжалостно списывали в погребные. Принцип подбора будущих комендоров из «счастливых» стрелков был монополией и секретом Кузмина и Костенко. Свое убеждение, что теория вероятности в приложении к стрельбе требует дополнения, учитывающего вновь открытый ими фактор «счастья» они никому не навязывали, но неуклонно ему следовали. Во всяком случае никто не мог толком объяснить, в результате чего лучшие комендоры флота выходили из людей, прошедших выучку у Кузмина и Костенко.

Первые стрельбы по звенящему щиту из винтовки, укрепленной на верхней производящей ствола шестидюймового орудия сразу обратили внимание Кузмина и Костенко на юнг. Если пользоваться терминологией Кузмина-Костенко, то три новичка были на редкость счастливые стрелки. Окончательно судьба юнг была решена в результате эксперимента, проведенного Костенко. Уединившись с юнгами в каземат, он по очереди ставил каждого из них первым комендором и заставлял вести огонь. Из первых трех патронов каждый из юнг попал в щит без промаха. Костенко оживился. Поставив Вершинина первым номером, он приказал ему стрелять по готовности, а сам на месте второго наводчика стал сбивать установку прицела. Несмотря на помехи, из трех патронов два были по цели. Таким же путем и с теми же результатами Костенко пропустил и товарищей Вершинина. Это озадачило даже Костенко и он, войдя в азарт, заставил новичков вести огонь на скорость, а сам стал вносить помехи прицелом и механизмом наводки. Несмотря на сигнал «Отбой артучения», первый каземат носового плутонга правого борта продолжал вести огонь по непрерывно звенящему щиту.

Флагманский специалист давно уж обратил внимание на необычное поведение первого каземата и безусловно понял причину. Окончив артучение, он торопливо прошел к первому каземату. Стоявший в проходе штатный расчет почтительно пропустил офицера и он скрылся за стальной дверью. Проход в каземат офицера не был заметен и три ученика и унтер-офицер с увлечением возились у орудия. Юнги стреляли почти с хода, а старший унтер-офицер потел у прицела и механизмов наводки, внося причудливые помехи очередному стрелку. В присутствии офицера было расстреляно по две очереди патронов каждым учеником, и почти на каждый выстрел щит отвечал мелодичным звоном. Наконец азарт охватил и флагманского артиллериста и последний молча отстранил увлекшегося и ничего не видящего Костенко и стал сам усердно работать маховиками прицела орудия. Несмотря на желание офицера сбить наводку, юнги стреляли почти не целясь, и без промахов. Два опытных артиллериста и три ученика были свидетелями редкого случая «счастья». Усердие начальников и учеников были неистощимы. В конце-концов, флагманский артиллерист уста от чисто физических усилий, первым пришел в себя и оставил орудие в походном положении. Эксперимент был прекращен, ученики отпущены, а начальники, озадаченные результатом, вопросительно глядели друг на друга.

Кузмин прошел по каземату и, как бы продолжая разговор, отдал приказание:

- Редкий случай! Проверь еще. Возможно подойдут на новые линкоры. Займись!

- Есть проверить! Есть заняться. Уверен, Ваше Высокоблагородие, выйдут комендоры первый сорт!

Дальнейшее прохождение службы и подготовки было определено результатами проведенного эксперимента. Этот результат заинтересовал начальников и вскружил голову юнгам. Последующие стрельбы из вставных стволов и практическими снарядами еще в большей степени заинтересовали обе стороны. Кончилось тем, что флагманский артиллерист взял феноменальных стрелков под свое покровительство и добился разрешения у флагмана подготовить юнг к призовым стрельбам в индивидуальном порядке, не посылая их в артшколу. Это ему тем легче удалось, что к тому времени флагманом на первую бригаду был назначен контр-адмирал Александров.

  СОДЕРЖАНИЕ  
Предыдущая страница
....
Следующая страница
О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom