Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

БОРЦОВ Александр Сергеевич

Состояние и развитие средств навигационно-гидрографического обеспечения деятельности отечественных пл, организация штурманской службы и штурманской подготовки личного состава пл в период Первой мировой и гражданской войны с 1914 по 1919 годы.

Краткая характеристика состояния и деятельности отечественных подводных сил в период Первой мировой и гражданской войны с 1914 по 1919 годы.

В состав подводных сил Российской империи к началу Первой мировой войны входили подводные лодки различных проектов, построенные как на отечественных, так и на зарубежных верфях (США, Германия). К началу войны на Балтике пл были организационно сведены в бригаду (8 пл) с местом базирования в Ревеле (Таллинне) и в учебный отряд подводного плавания (3 пл) с местом базирования в Либаве (Лиепае). На Чёрном море существовал отдельный дивизион пл в Севастополе (4 пл), на Тихом океане в составе Сибирской флотилии – отдельный отряд пл во Владивостоке (12 пл). Всего к началу войны в составе Российского императорского флота находилось 22 пл в строю и 24 пл в постройке, в боевых действиях в Первую мировую и гражданскую войну участвовала 41 отечественная пл, 7 из них погибло в ходе боевых действий и из-за аварийных происшествий. Часть пл постройки 1904 -1907 годов (типа «Дельфин», «Касатка», «Сом», «Осётр», «Карп») обладали слабыми боевыми возможностями и к началу войны уже считались устаревшими, а часть пл постройки 1909 - 1911 годов (типа «Минога», «Акула», «Кайман») и особенно строящиеся (типа «Морж», «Нарвал», «Барс», «Краб», «АГ») являлись вполне современными на тот период кораблями, уже вполне способными вести боевые действия против кораблей и судов противника на значительном удалении от берегов и своих баз.

Российские пл в ходе войны вели активные боевые действия в основном на Балтийском и Чёрном морях. В ходе войны бригада пл на Балтике была преобразована в дивизию (общая численность 40 пл) в составе нескольких (к 1917 году - 7) дивизионов по 4-5 пл, а дивизион на Чёрном море – в бригаду в составе к 1917 году из 19 пл. На Севере, уже в ходе войны, был сформирован дивизион пл особого назначения в составе трёх пл, который входил в состав сформированной в 1916 году флотилии Северного Ледовитого океана. Пл этого дивизиона перевозились на Север с Тихого океана по железной дороге и базировались в Екатерининской гавани в г.Александровск (сейчас г.Полярный), в их число входила и первая российская боевая пл «Дельфин». Активного участия в боевых действиях на Севере пл не принимали. В 1917 году в составе российского флота в строю была 41 пл.

Тактико-технические характеристики основных типов отечественных пл времён Первой мировой войны указаны в таблице1. Для освещения надводной и воздушной обстановки при плавании в перископном положении пл имели по одному, а последние проекты по два перископа. Радиолокационные и гидроакустические средства освещения надводной и подводной обстановки на пл отсутствовали. Все пл имели радиостанции с дальностью связи с берегом 100- 200 миль, приём и передача радиоинформации осуществлялась только в надводном положении. На некоторых пл типа «Барс» устанавливались экспериментальные приборы звукоподводной связи (прибор Фессендена) с дальностью действия от нескольких кабельтовых до нескольких миль. Все пл имели на вооружении сигнальный прожектор и трёхцветный фонарь Ратьера, позволявшие устанавливать визуальную связь на дистанциях до 2 миль и вести визуальное ночное наблюдение с помощью прожектора на дистанциях 1.5 - 2 кабельтова. С помощью сигнальных флагов и ручного семафора пл были способны производить визуальную связь на дистанциях до 2 кабельтовых. Все пл были способны ложиться на грунт. Время непрерывного нахождения пл в подводном положении не превышало 6-9 часов, а в общем составляло не более 5 - 10 % от всего времени боевого похода.

На вооружении пл стояли торпеды (самодвижущиеся мины) калибра 450 и 381 мм. В основном использовались торпеды типа Уайтхеда, приобретённые на Фиумском заводе или изготовленные по лицензии на отечественных заводах - Обуховском и Лесснера в Санкт-Петербурге, а также в торпедных мастерских Кронштадта и Николаева. Частично использовались и торпеды, изготовленные на заводе Шварцкопфа (Германия). Двигатели торпед были парогазовыми поршневыми. Дальность хода стоящих на вооружении пл 381 мм торпед составляла 600 - 900 м при скорости торпеды соответственно 30 - 25 узлов, а 450 мм торпед - 1000 - 4000 м при скорости торпеды соответственно 40 - 25 узлов. К концу воины на вооружение отечественных пл поступили 450 мм торпеды с дальностью хода 2000- 6000 м при скорости торпеды соответственно 43 - 28 узлов. По направлению торпеды управлялись гироскопическим прибором (Обри, Козеловского), по глубине – гидростатическим аппаратом. При стрельбе по движущейся цели торпеды выстреливались в рассчитанную упреждённую точку впереди по курсу цели. Наведение торпед, выстреливаемых из трубчатых торпедных аппаратов, осуществлялось курсом пл, а выстреливаемых из наружных решетчатых аппаратов Джевецкого (только в подводном положении на ходу пл) – путём отклонения торпеды перед выстрелом от диаметральной плоскости пл на рассчитанный угол в пределах 20? - 160? под действием набегающего потока воды. Выстреливание торпед из трубчатых аппаратов производилось сжатым воздухом при помощи поршня, выстреливание из аппарата Джевецкого производилось ходом самой торпеды после её разворота на заданный угол и расцепления с корпусом аппарата. При наличии на пл двух носовых или кормовых трубчатых торпедных аппаратов, в залп по конструктивным техническим особенностям пл можно было включать только один из них. Направление движения торпеды сразу после выстрела могло изменяться на заранее выставленную величину угла гироскопа (угол «омега») дискретно через 5 ? на величины - 0 ? , 5 ? и 10 ? , т.е. траектория движения торпеды в горизонтальной плоскости после отработки угла гироскопа «омега» была прямоидущей. Все торпеды были не самонаводящимися. Взрыватели торпед были контактного действия. Успешность попаданий торпед для российских пл в Первую мировую войну составляла 11 %, всего было выстреляно 230 торпед, попало в цель 25 . Нередко после выстрела торпеды из трубчатого аппарата пл выскакивала на поверхность из-за потери дифферентовки.

Перечисленные выше ТТХ пл и их вооружения определяли тактику использования пл при ведении боевых действий. Пл привлекались к решению следующих задач: борьба на морских коммуникациях, уничтожение торговых судов и боевых кораблей противника, ведение противолодочных действий, оборона своего побережья, подходов к местам базирования, ведение разведки и несение дозорной службы.

Подводные лодки Российской империи в Первую мировую войну первоначально использовались одиночно позиционным методом, при этом позиции располагались на удалении от берега в первый год войны до 4 миль , затем до 16 - 20 миль . Размеры позиционных районов составляли в начале войны 6 на 6 миль . Пл поочерёдно сменяли друг друга на позиции. Впоследствии, с появлением в боевом составе флотов пл типов «Морж», «Барс», «АГ» они начали использоваться методом крейсерства в ограниченном, а затем и в обширном районе. Как правило, продолжительность боевого похода пл типов «Морж», «Барс», «АГ» составляла 10 - 12 суток, из них двое суток – переход на позицию или в район крейсерства и обратно в базу, 7 - 10 суток – нахождение на позиции (в районе). С переходом к использованию пл методом крейсерства размеры районов действий пл увеличились до нескольких десятков и даже сотен миль. Ширина разграничительных линий между позициями и районами действий пл назначалась не менее 10 миль. Покидать назначенный район ранее указанного срока пл не могла, если это не оговаривалось отдельно управляющим штабом. Одновременно в море могли находиться две-три, изредка пять пл. Лодка, идущая на позицию, как правило, получала основную информацию в штабе, дополнительную – с берегового поста, оборудованного связью со штабом, управляющим лодкой. С поста она иногда получала и боевое распоряжение (тогда его именовали «инструкцией»). Таким постом, к примеру, в Центральной Балтике был пост на полуострове Дагерорт, к нему лодки подходили, выходя в море или возвращаясь в базу. Далее лодка действовала самостоятельно: вела разведку, поиск противника в районе позиции, атаковала обнаруженного противника, уклонялась от контратакующих кораблей его охранения, доносило по радио, если могла, о результатах своей боевой деятельности. Иногда она получала информацию с берега по радио. В случае подключения к операциям подводных лодок надводных сил лодки получали информацию об этом по радио. Им указывались состав сил, время их подходов в назначенные районы рандеву, опознавательные сигналы обеих сторон, флагман, в чье подчинение поступает лодка. По возвращению в базу лодка восстанавливала свою боеспособность в условиях оборудованного порта, находясь у берегового причала или у плавбазы. Поиск кораблей и судов противника осуществлялся пл на коммуникациях в основном в надводном положении, с обнаружением противника (дымов) пл сближалась с ним в надводном положении на дистанцию 8 - 10 миль (видимость мачт). Затем, определив сторону движения противника, пл погружалась, сближалась с противником на перископной глубине до дистанции 3 мили, не убирая перископа. Далее, готовясь к стрельбе торпедами, пл сближалась с противником поднимая перископ из воды на 15 - 20 см периодически раз в две минуты на 10-20 секунд, занимала благоприятную позицию для стрельбы торпедами, как правило, на траверзных курсовых углах цели, и производила залп с дистанции до цели 2-4 кабельтова, максимум 6-7 кабельтовых, невооружённые суда иногда атаковывались в надводном положении или принуждались к сдаче и конвоировались в российские базы. Действия в непосредственной близости от побережья противника (постановка минных заграждений, ведение разведки, поиск кораблей и судов для атаки) выполнялись в подводном положении. По боевым кораблям применялось в залпе 2-3 торпеды веером, одна из трубчатого аппарата и остальные из аппаратов Джевецкого, с углом растворения курсов хода торпед 5-10?, по транспортам применялись одиночные торпедные залпы. Для уничтожения или пленения слабо вооружённых кораблей и судов противника пл использовали артиллерию. При действиях против пл противника российским пл предписывалось поиск пл противника вести на маршрутах их вероятного движения днём в подводном положении под перископом, ночью – в надводном положении, совмещая поиск с зарядкой батареи. За поход в подводном положении пл проходила в среднем порядка 150 миль , в надводном положении - до 1200 миль . Дальность радиосвязи с пл составляла обычно не более 100 миль, поэтому при большем удалении пл от базы (береговой радиостанции) для связи с ними в качестве кораблей-ретрансляторов использовались эсминцы. В 1915 году в Российском флоте введена система связи управляющего штаба с подводными лодками, находящимися в море: пл предписывалось принимать информацию по радио в строго обозначенное время – 6.00, 9.00, 12.00, 15.00, 18.00. Таким образом, подводная лодка, по тактическим причинам не имевшая возможности принять с берега радио «с поступлением его на передачу», всплыв в указанное время, получала все радиосообщения, накопившиеся к этому времени на узле связи. Подавая радиограмму связистам, отправитель указывал, в зависимости от возможности сообщения, сколько раз следует ее передавать. Став основой, впоследствии эта система сумела развиться в многоуровневую гибкую систему сеансов связи берега с подводными лодками. С 27 июля 1916 года на всех флотах начали 24-х часовой (с 00 часов до 24 часов), а не 12-ти часовой, как ранее, счёт времени.

Самый длинный по продолжительности надводный переход в Первую мировую войну совершила купленная в Италии в 1916 году российская пл «Святой Георгий» под командованием командира дивизиона пл Флотилии Северного Ледовитого океана старшего лейтенанта Ивана Ивановича Ризнича, которая с июня по сентябрь 1917 года совершила переход своим ходом из Специи в Архангельск.

В ходе гражданской войны бывшие российские пл, как в составе Красного флота советской республики на Балтике и Каспийском море, так и в составе флота Деникина и Врангеля на Чёрном море, занимались в основном ведением разведки и дозорной службой. После Ледового похода 1918 года в составе красного флота осталось только 12 пл, несколько из них перебазировали на Каспий в состав Астрахано-Каспийской флотилии (малые пл т. «Касатка» - «Касатка», «Макрель», «Окунь» и пл «Минога»). В 1918-19 годах оставшиеся на Балтике в строю 6 пл типа «Барс» в основном вели разведку действий флота интервентов в Финском, Нарвском заливах и Ладожском озере. Случались и боевые столкновения с флотом противника – так 31 августа 1919 года пл «Пантера» (типа «Барс», командир Бахтин) у о. Сескар в Копорском заливе потопила двухторпедным залпом стоящий на якоре английский эсминец «Виттория». При уклонении от преследования противника пл за 28 часов прошла под водой 75 миль , поставив своеобразный рекорд пребывания под водой для пл того времени (фактически пл всплывала в надводное положение на 5 минут, но обнаружив преследующего её противника, снова погрузилась, не вентилируя воздух в лодке и не заряжая батарею).

Результатом боевой деятельности отечественных пл в Первую мировую и гражданскую войну стали затопленные и захваченные 29 пароходов, 70 вспомогательных шхун и один британский эсминец. Особенных боевых успехов в ходе Первой мировой войны сумели добиться черноморские подводники, при минимальных потерях (одна пл «Морж») они решили поставленную перед ними задачу срыва морских перевозок энергоресурсов в турецкую столицу в том числе и для базировавшегося там турецкого флота. Успех можно объяснить не только умелыми действиями подводников на всех этапах проводимых ими боевых действий, но и обоснованной, грамотной постановкой им посильной боевой задачи командованием Черноморского флота. Тогда лодкам определили главными целями турецкие суда и плавсредства любого тоннажа, способные перевозить к Босфору уголь из Зунгулдака и его окрестностей, а нефтепродукты – с румелийского берега. Лодки на Черном море успешно взаимодействовали и с надводными кораблями флота.

назад   вперед
  содержание  

 

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom