Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

БОРЦОВ Александр Сергеевич

Совершенствование организации и развитие средств НГО деятельности отечественных пл в период Первой мировой войны.

После начала первой мировой войны НГО в основном было направлено на выполнение оперативных заданий командования действующих флотов. Перед Балтийским флотом ставилась основная задача – оборонять морские подступы к Петербургу и не допустить прорыва германского флота в Финский залив, а в случае попытки такого прорыва – дать бой противнику на заранее подготовленной Центральной минно-артиллерийской позиции между о.Нарген и полуостровом Порккала-Удд. Черноморский флот к началу войны не имел утверждённого плана и по существу пассивно ожидал нападения противника. Уже в ходе войны, в 1914-1917 гг. Черноморскому флоту ставились задачи по действиям на морских сообщениях Турции, с целью срыва воинских перевозок и транспортировки угля из Зонгулдакского угольного района в Константинополь, по постановке мин и обстрелу Анатолийского побережья и портов Румынии, по блокаде пролива Босфор, поддержке приморского фланга Кавказской армии и прикрытию русских воинских перевозок морем. Подводные лодки стали главным средством борьбы на коммуникациях противника в юго-западной части Чёрного моря и главным средством выполнения скрытных минных постановок на выходе из пролива Босфор. Военные действия на Северном театре не предусматривались, военный флот там отсутствовал.

Исходя из такой стратегии, строились и практические действия ГГУ по НГО действий сил флота, большее внимание при этом уделялось Балтийскому морю, где и держалась значительная часть сил и средств. Накануне войны ГГУ была предпринята попытка разработки заблаговременного плана по переводу СНО на режим военного времени, необходимость существования которого подтвердилась впоследствии и замысел этого плана начал реализовываться. Так с началом войны на Балтийском театре постоянно освещалось только 10 русских маяков. Маяки восточной части моря работали по специальным инструкциям, а западной части по особым распоряжениям командующего флотом. Для обеспечения пл начал применяться способ включения маяков на короткое время по запросу с пл по радиосвязи. Часть средств плавучего ограждения вообще не выставлялась. На Чёрном море маяки работали в особом режиме, установленном штабом флота. Некоторые маяки полностью прекратили освещение (например, Одесский электрический), другие стали работать по расписанию или приказанию. В некоторых пунктах устанавливались временные маячные огни, в том числе и ложные. Таким образом, в работу СНО закладывались элементы манипуляторной службы.

Существенные положительные изменения в ходе войны начали происходить и со штурманским вооружением пл. С 1914 года на подводные лодки начали устанавливаться гироскопические компасы производства американской фирмы «Сперри» и к концу 1917 года гирокомпасами были оборудованы 10-ть отечественных пл (в основном типа «Барс»). С 1915 года на отечественные пл начали устанавливаться измерители скорости и пройденного расстояния – лаги, английский лаг Форбса и шведский «Сал-лаг». Лаг Форбса - электромеханический («вертушечный») лаг, в котором «вертушка» помещалась на конце выступающей за корпус пл трубки приёмного устройства, а вращение винта преобразовывалось в электрический сигнал и передавалось на счётчик пройденного расстояния. «Сал-лаг» - гидродинамический лаг с манометрической компенсацией давления, показывающий не только пройденное расстояние, но и непосредственно скорость движения пл. Эхолоты на отечественных пл в ходе первой мировой войны так и не появились, для измерения глубины под килём на пл применялись ручные и механические лоты. Основная часть приборов и инструментов штурманского вооружения для пл по-прежнему поставлялись из-за рубежа, но одновременно в России осваивалось и собственное производство. В годы войны начался выпуск отечественных секстанов, расширился выпуск магнитных компасов, морских часов, оптических пеленгаторов и других инструментов. Однако, штурманское вооружение отечественных пл всё ещё значительно отставало от вооружения пл развитых зарубежных государств, где на всех пл были установлены гирокомпасы, лаги, более качественные и удобные в использовании перископы.

Экспедиционные работы на морях в годы войны были сокращены до минимума, но снабжение кораблей картами и пособиями продолжалось и возросло по объёму. Боевые действия охватывали новые районы, гидрографическая изученность которых оказалась недостаточной и требовала проведения дополнительных гидрографических работ. Возникла необходимость в новых картах и пособиях, а многие из существующих нуждались в переработке. Поэтому командованию флотов и ГГУ пришлось проводить много специальных гидрографических работ в различных районах морских театров в ходе войны.

На Балтийском театре гидрографические работы проводил специально созданный в ходе войны Гидрографический отряд особого назначения, подчинённый командующему флотом. Этому отряду была поставлена задача поиска и оборудования стратегических фарватеров для входа в шхеры с моря в разных местах и плавания по самим шхерам, основным районом работ был определён Або-Аландский. К 1916 году на Балтике была оборудована целая сеть фарватеров – два продольных и четыре поперечных стратегических фарватера. Кроме фарватеров в шхерах были обследованы, протралены гидрографическими тралами и оборудованы навигационными знаками многочисленные закрытые якорные места. Створные продольные фарватеры проходили через финские шхеры и обеспечивали плавание кораблей шхерами в обход Центральной минно-артиллерийской позиции. Эти фарватеры оборудовались ведущими створами и вехами в местах поворота фарватеров, а с определёнными интервалами и на прямых участках. Курсы фарватеров определялись с помощью корабельных магнитных компасов. Фарватеры наносились на карты масштаба 1:25 000. Стратегия обеспечения безопасности плавания в шхерах, избранная ГГУ и направленная на то, чтобы обеспечить безопасное плавание кораблей и судов только по шхерным фарватерам без помощи лоцманов, полностью себя оправдала.

В 1915 году, с переносом центра тяжести войны на Русский ТВД, возросло значение Балтийского морского театра. В связи с этим был выполнен ряд гидрографических работ в Рижском заливе, Моонзундском архипелаге, Або-Аландских шхерах. В 1917 году выполнен подробный промер в Финском заливе в районе от губы Нарвской до острова Лавенсари для обеспечения возможного отхода флота к востоку за Центральную минно-артиллерийскую позицию. Балтийский Гидрографический отряд особого назначения был первым специальным подразделением русской гидрографической службы, выполнявшим комплексные гидрографические работы для обеспечения боевой деятельности флота.

Весной 1916 года была создана Гидрографическая экспедиция Черного моря, подчинявшаяся командующему Черноморским флотом, которая к концу 1917 года выполнила промеры у анатолийских берегов от бывшей русско-турецкой границы на запад до мыса Кара-Бурун.

Картографические работы в 1914-1917 годах выполнялись с большим напряжением, в итоге к 1916 году было составлено дополнительно 49 карт, пересоставлено 21 карта, дополнено и исправлено 781 карта. Всего к началу 1917 года коллекция карт ГГУ состояла из 557 карт и планов, а напечатано с 1914 по 1917 год всего было порядка 385 000 экземпляров карт.

После Октябрьской революции ГГУ начало реорганизацию Гидрографической службы путём объединения разрозненных гидрографических систем на морях в Управление по обеспечению безопасности кораблевождения (Убеко). С 1918 года все органы гидрографической службы на флотах (дирекции маяков, экспедиции, обсерватории, инструментальные камеры и др.), подчинявшиеся ранее ГГУ по отдельности, объединялись в общий орган Гидрографической службы на данном флоте – Убеко и, оставаясь в административном, техническом и хозяйственном подчинении у ГГУ, стали обладать определённой самостоятельностью в решении задач НГО.

В период гражданской войны в 1918-1922 годах НГО деятельности сил флота значительно сократилось, СНО на всех флотах были частично разрушены или повреждены. Объём работ по поддержанию в готовности штурманского вооружения на пл сократился, ГГУ обеспечивало в основном ремонт, регулировку и настройку штурманских приборов, установленных на корабли. Серийное изготовление приборов и поставки их из-за рубежа прекратились. Гидрографические работы на флотах не велись вообще, или выполнялись эпизодически в отдельных акваториях морей для решения конкретных задач, прекратилось издание карт и пособий. Корабли флота снабжались приборами, картами и пособиями из запасов.

назад   вперед
  содержание  

 

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom