Совершенствование организации НГО сил флота, штурманской службы и штурманской подготовки на советских пл, развитие методов решения навигационных задач кораблевождения в период 1921 – 1941 годов.
В предвоенный период была проведена реорганизация Гидрографической службы ВМФ, что позволило приблизить службы на местах к непосредственному НГО боевой деятельности сил флота. Так в 1941 году в подчинении ГУ ВМФ в Ленинграде находились НИГШИ (Научно-исследовательский гидрографическо-штурманский институт), ЗШП (Завод штурманских приборов), Картографический отдел и Картографическая фабрика, центральные склады. Такая организация позволяла оперативно реагировать на любые запросы ВМФ, решая задачи от научно-теоретической разработки до изготовления и серийного выпуска карт, пособий и приборов. Важным мероприятием явилось в предвоенные годы, с учётом опыта Первой мировой и гражданской войн, создание маневренных гидрографических отрядов и партий, военно-лоцманской службы и манипуляторных отрядов. Организация гидрографических отделов на флотах в основном соответствовала организации ГУ ВМФ, они руководили гидрографическими экспедициями, отрядами гидрографических судов, военно-лоцманской службой, манипуляторными отрядами, гидрометеослужбами. Обобщение и анализ опыта, полученного в советско-финляндской войне, позволили критически оценить возможности Гидрографической службы, подтвердили правильность проведённой реорганизации, направленности боевой подготовки и деятельности гидрографических частей на флотах.
Существенное развитие в период 1920 – 1941 годов произошло в навигации как науке, а также в организации и методике решения навигационных задач кораблевождения, организации штурманской службы, обеспечении безопасности плавания кораблей и подводных лодок ВМФ СССР.
В период между двумя мировыми войнами научные исследования в области навигации были направлены на совершенствование технических средств кораблевождения - компасов, лагов, радиомаяков, радиопеленгаторов, эхолотов. Так как в этот период ни автономные средства кораблевождения, ни средства определения места в море по-прежнему не давали высоких точностей, усилия учёных, штурманов и гидрографов были сосредоточены главным образом на разработке методов навигации, позволяющих повысить точность плавания кораблей и особенно подводных лодок в подводном положении.
Возможности по определению места пл при плавании вблизи берегов и в открытом море, в том числе и в ограниченную видимость, расширились, по сравнению с периодом Первой мировой войны, в связи с появлением на флотах радиомаяков и радиопеленгаторов. Дальность действия большинства радиомаяков составляла 20 - 80 миль, некоторых до 100 миль, погрешность измерения радиопеленга отечественными радиопеленгаторами, при использовании гирокомпаса, реально составляла порядка 2-3? при благоприятных условиях измерений и до 6? при неблагоприятных условиях. Способы определения места по радиомаякам обладали существенными недостатками – нестабильностью измеренных значений из-за различных помех (полярные сияния, восход-заход Солнца, влияние береговой рефракции и др.), увеличением погрешности в измерении направлений при удалении от берега, поэтому радиопеленгование до войны применялось, как правило, при расстояниях, не превышавших десятка миль. Для производства радиоизмерений на отечественные пл устанавливались рамочные антенны, выполнение радиопеленгования было возможно в надводном и позиционном положении пл. Использование радиопеленгаторов на пл требовало регулярного выполнения достаточно трудоёмких радиодевиационных работ при подготовке пл к походу. Несмотря на наличие на пл радиопеленгаторов, их использование до войны было недостаточным, командиры БЧ-1 пл в подавляющем большинстве совершенно их не использовали и многие делать этого фактически не умели. Техническое содержание радиопеленгаторов зачастую было неудовлетворительным, радиодевиация иногда не определялась более года, выполнять сложные радиодевиационные работы штурманы пл и специалисты гидрографической службы не умели, для этого привлекались специалисты предприятий связи. Таким образом, большинство командиров БЧ-1 пл на флотах не имели достаточных практических навыков в определении места с использованием радиопеленгаторов. Не было отработано перед войной штурманами и плавание в узкостях с использованием имеющихся на вооружении створных радиомаяков «Створ» и «Сафар».
Таким образом, способами определения места пл вблизи берегов в тот период являлись – визуальное пеленгование береговых ориентиров в надводном или перископном положении, радиопеленгование, лоцманские способы ориентирования; в открытом море – радиопеленгование и астрономические способы определения места, выполнение которых по-прежнему было возможно только в надводном положении пл и существенно зависело от гидрометеоусловий, времени суток и естественной освещённости. При плавании в узкостях и вблизи берегов ещё продолжали превалировать лоцманские способы ориентирования, но уже начинали внедряться штурманские инструментальные методы кораблевождения, основанные на сочетании точного счисления пути корабля и определений его места по результатам измерений навигационных параметров визуальными, радиотехническими и гидроакустическими способами. Счисление пути на пл в рассматриваемый период велось ручное графическое по данным гирокомпаса и относительного лага, для автоматизации счисления мог использоваться одограф. Существенным фактором, позволяющим повысить точность плавания пл, помимо появления новых технических средств кораблевождения, явилась и возможность повысить точность счисления пути пл, как в надводном так и в подводном положении, за счёт более достоверного учёта элементов течения, информация о которых указывалась в навигационных пособиях. Точность астрономических вычислений повысилась за счёт более точного знания времени, поскольку пл принимали в море сигналы точного времени с береговых радиостанций и производили по ним определение поправок хронометров. На многих пл (кроме пл типа «М») к началу войны были установлены эхолоты, которые использовались для обеспечения безопасности плавания в надводном положении в узкости и вблизи берегов, а также в подводном положении при плавании в районах с небольшими глубинами моря. Использование эхолотов для определения места по глубинам к началу войны не практиковалось. Имеемые на пл магнитные компасы использовались как резервное средство. При наличии гирокомпасов, существенного внимания использованию магнитных компасов на советских пл перед войной не уделялось.
Расчёты погрешностей знания точности места пл, выполненные по современным методикам показывают, что погрешность знания места пл в тот период времени при нахождении на позиции вблизи берега могла составлять порядка 2 – 4 миль, при периодичности определения места пл по береговым ориентирам раз в 8 часов, а при нахождении в открытом море, вдали от берега, при определении места астрономическими и радионавигационными способами с периодичностью раз в сутки – 4 - 8 миль , с периодичностью раз в трое суток – до 15 миль (коэффициенты точности счисления – 1.0 - 1.5 миль/час 0.5 ). Погрешность определения места пл по пеленгам, измеренным на береговые ориентиры, могла составлять при использовании гирокомпаса – 0.1- 0.3 мили, погрешность определения места в открытом море астрономическими способами могла составлять 2 – 4 мили, по радиомаякам на небольшом удалении от берега – 1 - 2 мили, в открытом море – 4 - 7 миль и более. Все приведённые выше значения указаны для благоприятных условий выполнения наблюдений исправными и выверенными приборами с тщательным выполнением всех расчётов . К сожалению, теорий и методик по оценке точности кораблевождения в тот период по-прежнему не существовало.
В межвоенный период в советском ВМФ были усовершенствованы способы ведения боевой прокладки и решения задач тактического маневрирования при выполнении торпедных атак с пл - появился маневренный планшет, был разработан и начал использоваться метод относительных перемещений, чаще стали применяться специальные номограммы и таблицы, внедрялись в практическое использование способы определения элементов движения цели по гидроакустическим пеленгам, разрабатывались способы совместного маневрирования пл в тактических группах и завесах.
Серьёзные положительные изменения произошли в межвоенный период в организации штурманской службы ВМФ. До 1926 года единого руководства штурманской службой ВМФ не существовало. На флотах вопросами организации штурманской службы и штурманской подготовки занимались флагманские штурманы флотов, но они, как правило, совмещали исполнение штурманских обязанностей с обязанностями в оперативных отделах, старших штурманов крупных кораблей и т.д. Фактически все штурманские вопросы решались на уровне отдельных кораблей и соединений, в которых с начала 20-го века уже существовали должности флагманских штурманов. В подводных силах вопросами организации штурманской службы и штурманской подготовки занимались флагманские штурманы бригад, а также командиры и штурманы пл. В 1926 году в штабе РККФ была введена должность флагманского штурмана, которая несколько раз в предвоенный период меняла своё название и статус. В 1926 году первым флагманским штурманом штаба РККФ стал Константин Александрович Мигаловский (выпускник Морского корпуса 1913 г., репрессирован и расстрелян в 1939 г.). С этого времени началась плодотворная работа по налаживанию организации штурманской службы, совершенствованию специальной подготовки личного состава штурманских боевых частей и штурманской подготовки командиров кораблей, предупреждению навигационной аварийности, разработке различных методических документов, обобщению опыта решения навигационных задач кораблевождения, выработке требований к новым техническим средствам навигации, картам, СНО и т.д.
В 1929 году впервые в отечественном флоте издаётся «Наставление по штурманской службе Морских Сил РККА» (за подписью самого НарКома Ворошилова). В этом документе формулируются назначение и задачи штурманской службы на кораблях флота, организация использования технических средств кораблевождения, требования к укомплектованности и подготовке личного состава по специальности, требования по обеспечению безопасности плавания, формулируются обязанности корабельного и флагманского штурмана и их действия в различных условиях обстановки в мирное и военное время.
В 1938 году утверждается новый документ – «Наставление по штурманской службе кораблей РККФ (НШС-38)», развивающий положения «Наставления…» 1929 года на основании опыта штурманской деятельности последних лет и в соответствии с изменением организацией на флоте в целом. Этот документ по своей структуре и содержанию во многом уже походит на современный документ - «Правила организации штурманской службы на кораблях ВМФ-ПОШС-К ВМФ 1983 г .». В нем вместо понятия «штурманской службы на корабле» уже фигурирует понятие «штурманская часть – БЧ-1». Чаще упоминается в «Наставлении…» 1938 года и понятие «точность плавания», но без указания конкретных количественных значений, требуется «…знать место корабля с возможной точностью, обеспечивающей безопасность кораблевождения и выполнения кораблём поставленных в походе задач…». Типичный пример того, как флотская организация пытается выйти из положения при явном отставании от требований современности прикладных флотских наук, навигации в данном случае. Утверждённый в 1939 году, после создания НарКомата ВМФ СССР в 1938 году, новый Корабельный устав – КУ ВМФ-39 (с ним ВМФ вошёл в войну) уже вводит понятие номерных «боевых частей» и конкретно распределяет функции на корабле между боевыми частями по специальности – «БЧ-1 – штурманская боевая часть». В том же 1939 году утверждается «Методика подготовки штурманских боевых частей» - МПШ-39, прообраз современных «Правил штурманской подготовки».
На подводных лодках СССР в предвоенный период обязанности по кораблевождению вверяются командирам штурманских боевых частей (БЧ-1), и хотя на малых пл эта должность и совмещается с исполнением других обязанностей, но уже в отличие от времён Первой мировой войны на всех, даже малых, отечественных пл появляется специально назначенный и обученный офицер, главной задачей которого в море становится решение навигационных задач кораблевождения. На больших советских пл типа «К», «Л», «Д» и «П» помимо командира БЧ-1 вводится должность командира рулевой группы БЧ-1, фактически исполнявшего обязанности заместителя командира БЧ-1, введение должности «второго штурмана» позволяет организовать на пл несение в море профессиональной полноценной двухсменной штурманской вахты.
Hа pисунке 5 пpедставлена предвоенная стpуктуpа штурманской службы для брпл и БЧ-1 пл типа «К». Для дpугих пл были небольшие отличия: на пл типа «Д» - 2 стаpших специалиста pулевых, нет специалиста штуpманского электpика; на пл типа «Л» - нет специалиста штуpманского электpика; на всех остальных пл не пpедусматpивалась должность командиpа pулевой гpуппы, кpоме того, на пл типа «М» - по одному стаpшему специалисту и pулевому, без специалиста штуpманского. Штурманская служба имела назначением: - в соответствии с условиями плавания и поставленными коpаблю (соединению) задачами - обеспечение командования возможно полными навигационными данными, необходимыми для упpавления коpаблем (соединением) в части коpаблевождения и маневpиpования; - осуществление, по заданиям командования, коpаблевождения способами, гаpантиpующими наибольшую безопасность плавания; - техническое выполнение тактического маневpиpования, пpи наиболее целесообpазном использовании маневpенных свойств коpабля (соединения) - на основе пpинятого командованием pешения. Для пpетвоpения в жизнь своего пpедназначения штурманская служба pешала основные навигационные задачи коpаблевождения (HЗК): - изучение данного театpа в геогpафическом, топогpафическом, метеоpологическом отношениях; - пpедставление командованию сообpажений и данных, необходимых для выбоpа безопасного куpса коpабля и места стоянки, а также ведения пpокладки фактического движения коpабля; - контpоль пpокладки pазличными способами; - надлежащее использование сpедств службы пpи всяких обстоятельствах плавания; - изучение тактических и маневpенных свойств своего коpабля, а также своих моpских сил и сил пpотивника.
Организовывается в стране и интенсивная подготовка офицеров по кораблевождению. В 1937 году в дополнение к существующему в Ленинграде Военно-морскому училищу имени Фрунзе общекомандного профиля открываются училища в Баку, Севастополе, Владивостоке. Хотя подготовка офицеров в училищах в предвоенный период проводится без конкретной специализации, кораблевождение, тем не менее, занимает в курсе подготовки главенствующую роль. Принимают в училища наиболее подготовленную молодёжь, так в 1940 году конкурс в ВВМУ им Фрунзе составил 13 человек на место, а выпуск – 404 офицера. Кроме училищ подготовка офицерского состава организуется на курсах комсостава флота, в Военно-морской академии и на Специальных классах командного состава флота (СККС ВМС РККА с 1926 года, ВСК РК ВМФ с 1939 года).
Подготовка рядового и старшинского состава для штурманских боевых частей пл организовывается в специально созданном отряде подводного плавания в Ленинграде (УКОПП им Кирова). На флотах в бригадах пл штурманская подготовка личного состава включала в себя мероприятия с рядовым и старшинским составом штурманских боевых частей пл – занятия и тpениpовки по специальности, а также сбоpы с командиpами отделений штуpманских электpиков и pулевых-сигнальщиков по вопpосам соответственно: электpонавигационные пpибоpы и служба погоды. При изучении электронавигационных приборов на сборах штурманских электриков обращалось особое внимание на рассмотрение их наиболее типичных неисправностей, проводилось ознакомление с образцами новой техники. Организация специальной подготовки предусматривала: проведение еженедельных занятий по специальности по 3 часа в неделю со штурманскими электриками в кабинетах электронавигационных приборов брпл и Гидрографических отделов флотов; cборы штурманских электриков и старшин групп (командиров отделений) рулевых в масштабах брпл.
Основной задачей боевой подготовки для штурманских боевых частей пл накануне войны на 1941 год являлось - добиться уверенного вождения кораблей в любых условиях при ограниченном гидрографическом обеспечении, освоить плавание в узкостях на подходах к своим пунктам базирования, вход и выход из баз в плохую видимость, используя средства манипуляторной службы. Предусматривалось изучение театра во всех отношениях: - по лоциям, описаниям, картам; - систематически изучая течения в районе плавания; - производя фотоснимки, зарисовки и лоцманские заметки входов и выходов из губ и фьордов, приметных мест на берегу, якорных стоянок с последующей передачей материала флагманским штурманам штабов брпл для его систематизации. Всем штурманам ставилась задача освоить практическое уничтожение и определение девиации магнитного компаса, используя специалистов Гидрографических отделов флотов только после ремонта или уничтожения четвертной девиации, провести наблюдения на каждом корабле за влиянием зарядки аккумуляторной батареи на девиацию магнитных компасов. Необходимо было обратить особое внимание на освоение астрономических способов определения места корабля и поправки компасов, наладить службу времени в целях астрономической практики, привести в рабочее состояние радиопеленгаторы и освоить их использование в целях кораблевождения, представлять после каждого похода результаты их использования. В течение года норма решения астрономических задач была определена: для командиров - 12 , для вахтенных командиров (офицеров) - 20, для штурманов - 35 задач.
Подготовка офицерского состава на флотах в бригадах пл проводилась во время сбоpов командиpов БЧ-1 и командиpов pулевых гpупп по вопpосам: электpонавигационные пpибоpы, маневpиpование и штуpманская комплексная игpа по ведению пpокладки. Пpогpамма занятий на пеpиод сбоpа штуpманов по электpонавигационным пpибоpам была pассчитана на 32 учебных часа. В масштабах флота пpоводились аналогичные сбоpы. Hа них помимо указанных pассматpивались вопpосы службы погоды, пpактической девиации. Оpганизовывались поездки штуpманов-подводников на Госудаpственный оптико-механический завод в Ленингpаде для изучения пеpископов. Оpганизовывались походы штуpманов на учебных коpаблях и гидpогpафических судах, пpи пеpвой же возможности, под общим pуководством командиpов этих судов. Hа эти походы комплектовалась гpуппа штуpманов со всех соединений флота, один из них назначался стаpшим. Составлялась план-пpогpамма pабот и занятий штуpманов на пеpиод похода, которая пpедусматpивала: ведение навигационной пpокладки, опpеделение попpавок куpса по Солнцу и звездам, опpеделение места астpонавигационными способами, отpаботку оpганизации службы вpемени и погоды. С завеpшением похода составлялся отчет о плавании гpуппы штуpманов, котоpый пpедставлялся флагманскому штурману штаба флота. При выполнении пл дальних походов на них дополнительно прикомандировывались офицеры БЧ-1 с других кораблей для получения практики в решении астронавигационных задач. Так, в походе пл «Д-3» СФ с 01 января по 18 февраля 1938 года участвовали 5 офицеров-штурманов, ими за 20 ходовых дней была решена 41 астрономическая задача. В докладах и выступлениях флагманских штурманов на сборах и различных совещаниях указывались недостатки в боевой подготовке и пути их устранения. В частности, отмечалось: заграничные плавания пл отсутствуют, районы баз вероятного противника и соседей не изучаются, районы вероятных боевых действий пл не посещаются; недостаточно изучен театр плавания; необходимо организовать командирскую учебу для командиров кораблей и вахтенных офицеров, проводить специальные дальние походы для изучения побережья, разрешать откомандировывать отдельных штурманов и командиров пл на суда Совторгфлота в походы, хотя бы без разрешения им схода на берег в иностранных портах и без выдачи валюты; необходимо организовать при Гидрографических отделах флотов штурманские кабинеты, обязать 2 отдел Главного Морского штаба издать учебник для штурманских электриков; флагманские штурманы не допущены к лоции военного времени. Так на Балтийском флоте изучению районов вероятных боевых действий достаточно внимания не уделялось. Командиры подводных лодок хорошо изучили Финский, Рижский заливы и восточное побережье Балтийского моря, где проводили обычно боевую подготовку. Германское, шведское, финское и датское побережье Балтийского моря, а также проливная зона изучались слабее, так как теоретические знания не подкреплялись практическим плаванием в этих районах.
Прокатившаяся по стране в тридцатые годы череда репрессий не обошла стороной и подводный флот СССР. Многие подводники, в первую очередь офицеры, как выходцы из «старого» царского флота, так и ставшие офицерами уже в РККФ, были репрессированы. Подводный флот испытывал кадровый голод. Так на Балтике средними пл (корабли 2 ранга) командовали младшие офицеры (39 % - старшие лейтенанты, остальные – капитан-лейтенанты), из восьми командиров дивизионов только трое имели звания старших офицеров, а на пл типа «М» среди командиров отмечались и лейтенанты. Похожая картина была на всех флотах, и не только с командирскими должностями. Естественно, такая ситуация снижала качество боевой подготовки и уровень боевой готовности пл. А зимняя война с Финляндией в 1939-1940 годах подтвердила низкий уровень боевой готовности советского флота, в том числе пл, в том числе и в вопросах НГО и кораблевождения.назад | вперед | |
---|---|---|
содержание |