Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

БОРЦОВ Александр Сергеевич

Обеспечение боевой деятельности пл картами, навигационными пособиями и техническими средствами кораблевождения в годы войны.

Предвоенными планами предусматривалось, что Северный и Тихоокеанский флоты будут обеспечиваться картами и руководствами для плавания Восточным картографическим производством, формируемым в Сибири, Балтийский флот – группой обеспечения, базирующейся в Ленинграде и имевшей полиграфическое оборудование. Для обеспечения Черноморского флота и Каспийской флотилии предполагалось создать Южное картографическое производство. Однако претворить этот план в жизнь не удалось в связи с активным наступлением противника. В июле 1941 года Главный штаб ВМФ приказал эвакуировать в тыл Картографический отдел, Картографическую фабрику (в г.Омск), Научно-испытательный гидрографическо-штурманский институт и Завод штурманских приборов. В сентябре 1941 года эвакуировались в Москву командование Гидрографического управления и его производственные подразделения. При этой эвакуации, во время шторма на Ладожском озере, погибло значительное количество военнослужащих и служащих управления и картографического отдела (44 человека), погибло большое количество ценных картографических материалов. В ноябре 1941 года Гидрографическое управление переехало в г.Омск, в Москве осталась оперативная группа из 6-ти офицеров под руководством начальника Управления контр-адмирала Я.Я.Лапушкина. Общее руководство всеми подразделениями и производственными предприятиями ГУ ВМФ в пункте эвакуации в г.Омске было возложено на заместителя начальника ГУ ВМФ инженер-капитана 1 ранга Е.Г.Глинкова. Перебазирование картографического производства в г.Омск и восстановление его работоспособности на новом месте заняло 4 месяца, в этот период флоты получали карты из спецзапаса. Из оставшихся в Ленинграде специалистов было создано небольшое картографическое подразделение для обеспечения Балтийского флота, под руководством капитана 3 ранга В.Г.Лукина, которое в 1943 году была реорганизовано в Ленинградское картографическое производство (ЛКП) во главе с А.А. Минкиным. На это производство возлагалась задача картографического обеспечения Балтийского и Северного флотов. В 1944 году ЛКП было переименовано в Северо-Западное картографическо-издательское производство, которое в конце года возглавил капитан 1 ранга И.Т.Колбягин. Для обеспечения картами Тихоокеанского флота и Дальневосточного морского пароходства в 1943 году было организовано Восточное картографическое производство. В целях лучшей организации снабжения флотов картографическими материалами и навигационными пособиями в 1943 году при Центральном картографическо-издательском производстве в г.Омске было создано Центральное депо карт и книг, в которое поступали по мере издания карты и пособия и рассылались по заявкам на флоты. Для скорейшего доведения навигационной информации до мореплавателей ежедневно издавались извещения мореплавателям, которые затем сводились в еженедельные выпуски ИМ ГУ ВМФ и рассылались по флотам.

За период с июня 1941 по май 1945 года всеми картографическими производствами было составлено и издано около 900 адмиралтейских номеров морских карт, не считая бланковых. Из навигационных пособий было выпущено несколько лоций и дополнений к ним, 79 выпусков материалов по лоции, 10 атласов, два описания радиомаяков – Балтийского моря и Тихого океана и ряд других навигационных и справочных руководств и пособий. К концу войны общее количество руководств и пособий для плавания, изданных Гидрографическим управлением ВМФ, достигло 200 наименований. Несмотря на трудности, не прекращались в годы войны и гидрографические исследования, хотя значительно сократился их объём, изменилась направленность – изучались отдельные районы Баренцева, Белого, Балтийского, Чёрного и Дальневосточных морей в интересах боевых действий флотов. Так уже в ходе войны были завершены работы по составлению атласа течений Баренцева моря, появление которого позволило существенно повысить точность плавания кораблей, особенно пл в подводном положении.

В ходе войны проявились просчёты и недостатки, допущенные при изучении будущих ТВД в предвоенное время и отразившиеся в полноте содержания навигационных карт и пособий. Так в предвоенных лоциях Балтийского моря неполно были описаны различные береговые сооружения, приметные пункты, ориентиры на подходах к иностранным портам. Отсутствовали фотографии или хотя бы рисунки многих маяков, характер рельефа местности западного и южного побережья Балтийского моря. Это первое время значительно затрудняло плавание подводных лодок на позициях у побережья противника, не позволяло командирам подводных лодок быстро ориентироваться в сложившейся обстановке. Приходилось много времени тратить для «разведки на себя», что сокращало время на выполнение боевой задачи. При подготовке группы пл Тихоокеанского флота к межтеатровому трансокеанскому переходу на Северный флот в 1942 году пл, следующие из Владивостока, получили вместе с картами, лоциями и другие морские пособия только до Петропавловска-Камчатского. Далее до Датч-Харбора идти предстояло по генеральной карте, правда, выдали кальки с планом гавани самого Датч-Харбора. Планировалось, что на дальнейший переход картами и другими пособиями обеспечат американцы. В начале 1942 и 1945 годов на пл выходивших в море отсутствовали астрономические ежегодники МАЕ, это не позволяло выполнять астрономические определения места при плавании в открытом море и в дальнейшем приводило к большим ошибкам в счислении пути пл.

В августе 1941 года, когда немецко-фашистские войска подошли к Ленинграду, по решению правительства началась эвакуация в г. Катав-Ивановск Челябинской области Завода штурманских приборов (ЗШП) – основного поставщика навигационной техники. Кроме Завода штурманских приборов, пришлось эвакуировать из Ленинграда и часть других предприятий точного приборостроения. В 1942 году Государственный комитет обороны обязал Наркома судостроительной промышленности организовать производство гирокомпасов на своих заводах. Одновременно было принято решение об организации производства эхолотов в Омске. НИГШИ был сокращен, преобразован в Научно-исследовательский отдел при ЗШП и также в августе 1941 года эвакуирован в Катав-Ивановск. Уже в конце 1941 года филиал ЗШП возобновил выпуск магнитных компасов и прокладочных инструментов, в 1942 году началось серийное изготовление инфракрасной аппаратуры, аппаратуры ведущего кабеля «Окунь», в 1943 году возобновилось производство эхолотов, гидродинамических лагов и гирокомпасов. Оставшееся на ЗШП в Ленинграде подразделение в тяжелейших условиях блокады обеспечивало потребности Балтийского флота в ремонте приборов, изготовленных до войны, и некоторых новых, в частности аварийных магнитных компасов для пл. При этом, несмотря на все трудности, нужды флота были в основном удовлетворены. Продолжалась и разработка новых приборов.

Установкой, ремонтом, проверкой и регулировкой приборов на кораблях руководили специалисты штурманских частей гидрографических служб флотов и специально созданные перед войной штурманские мастерские. Приходилось организовывать установку новых приборов, ремонт штурманской техники, обучение личного состава пл в специально созданных штурманских кабинетах и штурманских мастерских, регулярно выходить в море для проверки установленных и отремонтированных приборов, уничтожения девиации и радиодевиации. Ситуация осложнялась многими факторами – не хватало запчастей для некоторых импортных образцов штурманского вооружения, часть производственных мощностей использовалась для выпуска оружия и боеприпасов, не хватало подготовленных специалистов. Необходимость повышения боеготовности кораблей потребовала от учёных и специалистов ГС ВМФ разработки новых упрощенных методов определения поправок штурманских приборов, проведения целого ряда модернизаций штурманского вооружения. Вот некоторые из них: определение девиации магнитных компасов по пеленгам неизвестной звезды, использование для радиодевиационных работ мотоботов с радиостанциями, уменьшение габаритов приборов за счёт применения компактного монтажа для установки эхолотов на малые пл, изменение конструкции компенсационных грузов гирокомпасов «ГУ марка 1» для повышения надёжности их работы на качке.

В годы Великой Отечественной войны снабжение пл навигационными картами, пособиями, навигационной информацией и техническими средствами кораблевождения в основном осуществлялось оперативно и бесперебойно, этому способствовало:

- наличие мобилизационных запасов технических средств кораблевождения на флотах, созданных заблаговременно в предвоенные годы;

- функционирование в местах базирования пл специально созданных корректорских, ремонтных и прочих подразделений гидрографической службы, предназначенных для ускоренной подготовки и выдачи навигационных карт, пособий, извещений мореплавателям, технических средств кораблевождения на пл; проведения оперативного ремонта технических средств кораблевождения пл, получивших боевые и аварийные повреждения; проведения после ремонта проверок, регулировок, определения поправок технических средств кораблевождения в море;

- организации в короткий срок в государственных масштабах издания карт и пособий, производства технических средств кораблевождения в необходимых для ВМФ объёмах, с учётом решаемых задач военного времени.

назад   вперед
  содержание  
О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom