ПРИХОДЬКО Б.Ф. Автографические этюды (штурмансие страницы).
ШТУРМАНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ БОЕВОЙ СЛУЖБЫ
Как уже было сказано выше, выполнение все усложняющихся задач в море требовало высочайшего уровня подготовки штурманов, умеющих выжать из устаревшей техники все возможное и даже более того. Опытные, классные штурмана ценились на вес золота и каждый командир, готовясь к боевой службе уже прищуривал глаз на кандидата, способного “поддержать штаны” собственному. Если лодка становилась в заводской ремонт, или по каким либо другим причинам ей предстояла длительная стоянка в базе, то командиры уже “торговались” об условиях временного пользования штурманами. В результате некоторым из нас приходилось участвовать в 2 боевых службах в году. Cроки боевых служб были, как правило, по 30-45, а то и более суток, но физически вынести даже одну боевую службу на дизельной ПЛ, особенно в Филиппинском море, очень трудно. Т.е. вынести можно, но вредные последствия для организма давали себя знать. Для кого раньше, для других потом… Позднее, продолжив службу на атомном флоте я получил возможность сравнить тяготы подводной службы “атомщиков” и “дизелистов”.
1.“Атомщики”
- это белые воротнички, проблемы и
сложности службы на атомных ПЛ совершенно другого порядка.
2.
Всем, без исключения, молодым офицерам-выпускникам была бы полезна служба на “дизелях” в течение
первых 2-3 лет. Это, примерно, как
практика курсантов мореходок на парусниках.
В начале 60-х американцы завершили
строительство серии ракетных подводных лодок типа “Джорж Вашингтон” с 16
баллистическими ракетами “Полярис”. Сформированная 15 эскадра из этих
атомоходов базировалась в б.Апра на о. Гуам. Каждая РПЛ имела по 2 экипажа для
обеспечения интенсивного патрулирования
в океане с баллистическими ракетами,
нацеленными на территорию СССР. Холодная война была в самом разгаре…
Ближайшей к Филиппинскому морю базой ТОФ
был Владивосток и решением Главкомата ВМФ подводные лодки, базировавшиеся в
Приморье были определены основной силой, предназначенной нейтрализовать угрозу вероятного противника с
этого направления.
Итак, одной
из задач, поставленных перед нами был
поиск, обнаружение и слежение за РПЛ ВМС США в Филиппинском море.
Средства обнаружения иностранных ПЛ у
наших ПЛ пр.613 были допотопные:
шумопеленгаторная станция “Феникс”, гидролокатор “МГ-10”. Комментировать
ничтожные возможности этих средств обнаружения бессмысленно. Вероятность
решения поставленной задачи равнялась нулю. Мы, конечно, понимали свою ущербность, но задачи надо не обсуждать,
а выполнять! По крайней мере, пытаться выполнять.
Появились первые разговоры о возможном
радиоактивном следе за атомными ПЛ и нам перед выходом на боевую службу
представители Академии наук СССР на боевой рубке установили датчики допотопного
счетчика Гейгера. Мне в дополнение к
основным обязанностям было вменено каждые 4 часа нахождения в районе БС через
систему смыва подводного гальюна в
бутылки набирать пробу воды, фиксировать время и координаты места,
глубины, измерять уровень радиоактивности
и сохранять все пробы для сдачи ученым в базе. Задача не из легких: где и как в
условиях тесноты и бешеной качки сохранить 200 бутылок?
Выход теоретически был найден:
изделие №2 (Баковского завода)! Вместительно, компактно, не бьется. Но это
теория, а суровые реалии 60-х (дефицит
на все) поставили меня в тупик. Конечно, в итоге пытливый ум исполнительного
офицера нашел выход и задача была решена. Но история эта достойна отдельного
рассказа в разделе юмора. А юмор в нашей
подводной службе был крайне необходим, он позволял нам сохранять рассудок и
работоспособность в условиях постоянного стресса! Впрочем, несколько позже нам
стало понятно, что к этому же жанру
нужно отнести и радиоактивный
след за атомной ПЛ! Но ученым из АН СССР мы верили безоглядно, а устройство и принцип
действия атомного реактора еще не изучали.
По своим физико-географическим
условиям для выполнения поставленных задач Филиппинское море подобно
Бермудскому треугольнику. Резкопеременные по времени и по глубинам течения от 0
до 4 узлов. Перепады глубин моря от 80 до 10000 метров, в том числе наличие
недостоверных глубин. Прогретая до температур 15-25 градусов морская вода по
всему диапазону глубин плавания с
непредсказуемыми слоями скачка. Внезапные
шквалы с грозами. Атмосфера наэлектризована, на
выдвижных устройствах пляшут
“огни Эльфа”. Сведения в лоциях и
различных атласах по Филиппинскому морю были недостаточно достоверны.
Радионавигация из-за радиопомех
ненадежная. Опознание места по глубинам моря проблематично. Использование
американской системы “Лоран-С” c
помощью
приемоиндикатора “КПИ-3м” дает только
одну линию положения по широте. Самые точные обсервации только ночью по звездам вручную секстаном.
Конечно, если облачность позволяет ухватить хотя бы 2-3 звезды.
В
результате точность навигационного счисления места была низкой, а опасность касания грунта предельно высокой
Почти
каждую ночь ПЛ всплывала в надводное положение для подзарядки аккумуляторной
батареи, так как энергоемкость ее была низкой из за высокой температуры электролита аккумуляторной батареи. Это
гарантировало условия для определения места по звездам почти каждую ночь и
штурман в режиме “поршня” до самого погружения перемещался по маршруту
рубка-мостик и “хватал звезды”. За
удачную ночь делалось по 3-4 астрономических обсервации. В промежутке между
ними добывались линии положения по радиомаякам, системе “Лоран-С”,
опознание места по глубинам, шел анализ
счисления, рассчитывались течения.
В итоге, к моменту погружения
точность места достигала нескольких кабельтов. Правда, с погружением лодки точность счисления быстро падала и
часов через 8-10 все труды предыдущей ночи сходили на нет, надо было готовиться к повторению. Естественно,
штурмана знали свое дело в совершенстве, отличные временные и точностные
штурманские нормативы перекрывались с лихвой. До сих пор помнятся наизусть все
навигационные звезды северного полушария.
Так-как после каждой боевой службы
экипажам в полном составе предоставлялся
санаторный отдых, то были годы, когда мне приходилось там отбывать 2-3
срока (после автономок и в очередном
отпуске). Вместе с нами там отдыхали молодые летчики-штурмана дальней авиации, у которых тогда тоже в
почете был секстан. С некоторыми из них устанавливались дружеские отношения,
вместе посещали санаторные мероприятия. Естественно, шло легкое соперничество
не только на танцах и
спортплощадках, но и в области звездной навигации. Должен сказать,
что и в этом они оказывались аутсайдерами.
В итоге, конечно, никаких обнаружений
американских РПЛ мы не имели, но постоянное присутствие советских “дизелюх” в
Филлипинском море создавало для вероятного противника неудобство по типу чесотки в паху ...
Продолжение ...
УЧИЛИЩЕ. КУРСАНТСКИЕ ГОДЫ.
КАМЧАТКА.
БУХТА МАЛЫЙ УЛИСС.
ШТУРМАНСКАЯ СЛУЖБА ФЛОТА.
ШТУРМАНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ АМЕРИКАНСКОГО ФЛОТА В ФИЛИППИНСКОМ МОРЕ.
ВОСПИТАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ.