ПРИХОДЬКО Б.Ф. Автографические этюды (штурмансие страницы).
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ АМЕРИКАНСКОГО ФЛОТА В ФИЛИППИНСКОМ МОРЕ
Американцы
были вынуждены усилить противолодочную поисковую деятельность с использованием самолетов базовой патрульной
авиации “Нептун” и чуть позже “Орион”. Особенно интенсивно велись поисковые действия
по обнаружению советских подводных лодок в полосе прохождения авианосных групп. Вероятность
обнаружения ПЛ в надводном или перископном положении была очень высокой,
снижалась только быстрым погружением на
глубину при условии своевременного обнаружения
признаков работы радиолокатора самолета
или надводного корабля. Но в случае невозможности ухода ПЛ на глубину из за
неисправностей обнаружение было стопроцентным.
Подводные лодки пр. “613” отличались
своей конструктивной простотой и надежностью, но интенсивная их эксплуатация в
сложных климатических условиях давала о себе знать. Наиболее типичными
неисправностями были: выход из строя рулевого устройства в штормовых условиях и
прогорание резиновой прокладки захлопки
газоотвода дизеля, из-за чего при погружении в дизельный отсек поступала вода.
В обе ситуации в ходе боевой службы
попадала и ПЛ “С-179”. Одна из них закончилась для нас
весьма печально.
Обстановка. Июль 1965 года.
Филиппинское море. Темное время суток. Надводное положение. Идет зарядка
аккумуляторной батареи. До окончания зарядки АБ осталось 2 часа. В это
время радиометрист доложил об обнаружении сигнала РЛС AN/APS-80 самолета БПА “Орион”.
Остановлена зарядка. Командир ПЛ капитан
2 ранга Андреев В.П. дал все команды на погружение. В процессе погружения на
глубине 15-20 метров обнаружилось, что частые еженощные зарядки аккумуляторной батареи привели к
прогоранию резины захлопки газоотвода дизеля. В 5 отсек стала поступать вода.
При аварийном всплытии ПЛ была освещена прожектором пролетавшего над нами самолета ВМС США
“Орион”, который после этого сразу улетел. Этот тактический прием мы знали и
понимали, что вскоре последуют более серьезные события. За полтора часа аварийная группа мотористов под руководством
командира моторной группы БЧ-5 старшего лейтенанта Дольского О.А. устранила
неисправность, после чего лодка погрузилась и продолжила выполнение задач.
Максимально возможной для данных условий скоростью 4 узла лодка стала уходить
от района обнаружения. Никаких признаков действий противолодочных сил ВМС США
пока не наблюдалось. Однако через час
после погружения гидроакустик доложил об обнаружении взрывных сигналов, которые
были классифицированы как взрывы активной системы обнаружения авиационных буев
“Джули”. Вскоре взрывы стали прослушиваться через прочный корпус. Через 3 часа
обнаружена работа гидролокаторов и шумы надводных кораблей на кормовых курсовых углах обоих бортов.
Анализ пеленгов показал, что подводная
лодка обнаружена и противник осуществляет слежение и сопровождение надводными
кораблями ВМС США.
В лодке объявлена боевая тревога.
Попытки отрыва маневрированием различными скоростями и курсами с изменением
глубин погружения от 30 до 170 метров в течение 10 часов результатов не дали.
Плотность электролита АБ быстро уменьшалась, температура возрастала. Вскоре
поступил тревожный доклад о предельно опасной концентрации водорода в
аккумуляторных ямах.
Помню
звенящую напряженную тишину в центральном посту, все ждут решения командира,
понимая, что мы подошли к краю и вот-вот может произойти взрыв водорода…
Всплыть в надводное положение на виду у американцев тоже не сулит ничего
хорошего, это – срыв выполнения боевой задачи с крайне тяжелыми последствиями
для экипажа, для командира.
Первым подал голос замполит капитан-лейтенант
Гайсин Б.Г.
–
Товарищ командир! Я рекомендую всплывать!
Командир
быстро принимает решение - Штурман!
Безопасный курс для всплытия! Боцман! Всплывать под перископ!
Быстрый
осмотр горизонта вкруговую в перископ.
-
Штурман! Нанести обстановку на маневренный планшет! Радисты! Готовить
передатчик к передаче радио!
Подскакиваю
к перископу: на курсовых углах справа и слева 120 градусов в дистанции 10
кабельтов сопровождают два эсминца ВМС США типа “Гиринг”, в воздухе два
противолодочных вертолета, по горизонту дымовые маркеры гидроакустических буев.
Не задерживаясь всплываем в
позиционное положение, пускаются дизеля на продувание цистерн главного балласта
и одновременно начинается вентилирование аккумуляторных батарей. Радисты готовы
к передаче радио. Одна опасность позади, впереди неизвестность…
-
Готовность 2 надводная!
Штурман пользуется первоочередным
правом выхода на мостик, остальные соплеменники выползают на белый свет по отсечным биркам. Такие бирки
имелись в каждом отсеке, они давали право выхода на мостик, их счастливые (на
10 минут) обладатели обязывались, не
вынимая изо рта сигарету, вести
зрительное наблюдение в назначенном секторе. Перед погружением командир отсека
должен был дополнительно убедиться в наличии отсечной бирки, что подтверждало,
что его людей на мостике нет.
В
моем архиве сохранилась фотография как
раз того случая. Немного пасмурное небо, свежий морской воздух, уставшие, но улыбающиеся лица подводников, час назад побывавших на
самом краю пропасти в вечность…
Неунывающий
помощник командира “Лимоныч” машет рукой пролетающему на высоте 20-30 метров
американскому вертолету с сидящим в открытом люке американцем: - Завтра мой
портрет в “Таймсе” будет!.
Командир мрачен, дымит сигаретой,
держится за сердце. Он, пожалуй, лучше нас представляет себе, что ждет нас в
ближайшем будущем…
Обстановка: ветер, море – штиль,
видимость – полная, облачность 10 баллов, температура воздуха и воды – 25
градусов.
Эсминцы
сократили дистанцию слежения до 3-4 кабельтов, вертолеты сели на палубы
кораблей, маркеры буев дымят далеко по корме. Сигнальные
прожектора и радиостанции УКВ эсминцев ВМС США непрерывно вызывают нас на
связь. Не отвечаем. Ждем от КП флота ответ на переданное радио с донесением о
всплытии и сопровождении американскими эсминцами.
Зарядку аккумуляторных батарей
делать нельзя из-за высокой температуры электролита, поэтому
механики собирают систему охлаждения электролита. По расчетам на это
потребуется 30-36 часов, да на зарядку
АБ с перезарядкой еще около суток. Итак,
впереди 3 суток надводного положения.
Экипаж начал работу по подготовке ПЛ
к отрыву от сопровождения и слежения противолодочных сил ВМС США. Уточненные
данные по разведобстановке показали, что мы оказались в полосе движения
авианосной противолодочной группы во главе с авианосцем “Йорктаун” и нас
сопровождают эсминцы из состава его дальнего противолодочного охранения.
Пользуясь возможностью экипаж отмывался, дышал свежим воздухом, набирался сил
для следующих испытаний.
Через двое суток к лодке на полном ходу
подошли два советских эсминца под командованием начальника штаба 6 эскадры ПЛ
капитана 1 ранга Попова В.А. Сблизившись
с американцами на 50-60 метров они оттеснили их
от нашей ПЛ на безопасное расстояние. Затем эсминец с Поповым на борту подошел к нам на
расстояние голосовой связи по мегафону. Весь разговор c командиром ПЛ Андреевым В.П. уместился в 7 слов:”Командир!
Сочи себе устроил! Придешь в базу – в..бу!”. Командир медленно сполз со
ступеньки мостика, вместе с сигнальщиком едва успели его подхватить. Спустили
вниз внутрь прочного корпуса, врач определил: инфаркт! Начал оказывать медицинскую помощь. До
возвращения в базу командир из своей каюты уже не выходил.
В командование кораблем вступил
старший помощник командира капитан 3 ранга Галочкин В.П. Как я уже говорил
выше, Валерий Павлович Галочкин был блестяще подготовлен к командованию
подводной лодкой, и если бы не его слабости…
Зарядили аккумуляторную батарею,
подготовили лодку, согласовали с нашими эсминцами действия по отрыву от
слежения, произвели необходимые расчеты и в темное время суток погрузились.
Оторвались
от американцев и взяли курс в базу в подводном положении с соблюдением всех
возможных мер скрытности.
С приходом в базу на пирсе
торжественных построений не было. Встречала санитарная машина и комиссия штаба
флота. Целью комиссии было определение только вины экипажа в происшедшем.
Никакие поставленные верхними штабами
нереальные задачи и объективные причины
не принимались к сведению. Конечно, комиссия “успешно” поработала, нашла “виновных”
и приказ Командующего флотом поставил жирную точку в этом акте.
Продолжение ...
УЧИЛИЩЕ. КУРСАНТСКИЕ ГОДЫ.
КАМЧАТКА.
БУХТА МАЛЫЙ УЛИСС.
ШТУРМАНСКАЯ СЛУЖБА ФЛОТА.
ШТУРМАНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ АМЕРИКАНСКОГО ФЛОТА В ФИЛИППИНСКОМ МОРЕ.