Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

История штурманской службы

ЗАПИСКИ ФЛАГМАНСКОГО ШТУРМАНА
капитана 1 ранга Богомазова К.Я.

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ «К-88»

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ «К-61»

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-118"

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-113"

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-36"

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-91"

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-93"

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-110"

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-153"

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-107"

 

НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-88"

Две подводные лодки. "К-107" и "К-88", одновременно строились в Северодвинске на СМП. Они имели соответственно заводские номера: заказ 806, заказ 807. Два экипажа были дружны, размещались рядом в казарме. С большим уважением относились друг к другу командиры подводных лодок Б.А. Караваев и В.А. Евдокимов. Эта дружба передавалась всем офицерам, мичманам, старшинам и матросам из года в год. Хотя у Б.А. Караваева был еще очень близкий друг, командир ПЛ "К-102" Г.И. Каймак, но экипажи были не столь дружны, как с экипажем В. А. Евдокимова. Прошло много лет. помню всех командиров ПЛ "К-88": первый - Василий Андреевич Евдокимов, затем Анатолий Михайлович Косов, Борис Васильевич Рудых, Сергей Петрович Степочкин. Со всеми мне пришлось неоднократно выходить в море на ПЛ "К-88". Они были прекрасными командирами-подводниками. О них можно написать не то что рассказы, а целые повести. Взять В.А. Евдокимова: подводник, влюбленный в военно-морскую службу, начинал штурманом на подводной лодке. Яхтсмен, организовал яхт-клуб в губе Оленья и руководил им как нештатный начальник яхт-клуба. Василий Андреевич пройдет путь командиром атомохода, заместителем начальника учебного центра ВМФ в Палдиски (там он тоже станет нештатным начальником организованного им яхт-клуба), Начальником Физподготовки и Спорта ВМФ! Он был членом Олимпийского оргкомитета в 1980 г. Внешне очень симпатичный со здоровым цветом лица (красивый румянец), высокий, сильный мужчина. Я к нему неоднократно заходил в ГШ ВМФ, когда бывал в командировке (его кабинет находился на одним этаже с Главным Штурманом ВМФ). С ним всегда было очень приятно поговорить. Анатолий Михайлович Косов - будущий Командующий ДКБФ, заместитель ГК ВМФ по ВМУЗ - Начальник ВМУ3, как говорится: комментарии излишни. А.М. Косова сменил Борис Васильевич Рудых в Северодвинске, когда "К-88" проходила модернизацию и стала проектом 629-А. С Б.В.Рудых мне пришлось вместе на "К-107" пройти много-много тысяч миль. Он был увлеченный моряк-подводник, грамотный, толковый командир. Прискорбно: нет в живых ни вице-адмирала А.М. Косова, ни капитанов 1 ранга В.А. Евдокимова и Б.В.Рудыха.
"К-88" первая из подводных лодок пр.629 прошла модернизацию под ракетный комплекс Д-4, стала пр.629-А с навигационным комплексом "Сигма-629А". Это был 1966 г . Командиром корабля в эта время был капитан 2 ранга Б.В. Рудых, который вскоре вместе с замполитом были сняты с должностей и переведены с подводной лодки "К-88" из-за недружной совместной работы.

В 1966 г . на "К-88" прибыл капитан 1 ранга С.П. Степочкин, которого перевели из Кронштадта с ПЛ пр.611АВ, проходившую модернизацию под научно-исследовательскую "Лиру". Б.В. Рудыха назначили на "Лиру"... Первым старпомом на "К-88" был Лев Николаевич Шабалин, он вскоре станет командиром "К-91" в нашей дивизии, кто его сменил не помню, затем пришел старпомом Владимир Малолетов. он тоже станет хорошим командиром. И Шабалин Л.Н., и Малолетов В.П. по-своему интересные личности, разные по характерам, а общее у них было одно - беспредельная преданность делу, которому они посвятили жизнь. Офицеры БЧ-1: Владимир Николаевич Кустарев, Александр Владимирович Шмарковский, Александр Васильевич Ольховников, Владимир Викторевич Закржевский, которых хорошо помню. Значительный след в моей памяти, как командир БЧ-1, оставил А.В. Шмарковский. С ним пришлось неоднократно выходить в море, пройти не одну тысячу миль, вместе осваивать навигационные комплексы "Плутон" и "Сигма", успешно обеспечивать ракетные стрельбы баллистической ракетой Р-21.

Самый интересный, запомнившийся поход на ПЛ "К-88" был в 1961 г .

...14 июля 1961г. После подъема Военно-Морского флага в соответствии с распорядком дня началось мероприятие "Осмотр и проверка оружия и технических средств" на подводной лодке "К-107", где я был старшим штурманом. В это время поступил громогласный доклад от верхнего вахтенного: "Штурмана срочно к командиру бригады!" Командир ПЛ "К-107" Б.А. Караваев пришел в некоторое замешательство: приказание, минуя командира-это не по уставу, да еще в время "Осмотра..." - несколько бестактно со стороны контр-адмирала С.С. Хомчика. Однако приказ есть приказ. Я прибыл в кабинет комбрига и в строгом соответствии с уставам отрапортовал. У контр-адмирала Хомчика вид был нескрываемо величественный. Он с некоторой таинственностью очень тихо, указав на правительственный телефон, сказал, что Никита Сергеевич принял решение отправить три ракетных подводных крейсера на День ВМФ в Ленинград для участия в параде на Неве. Об этом пока известно ограниченному кругу лиц, и меня он посвящает потому, что флагштурман флота Шаповалов Н.И. рекомендует меня на ПЛ "К-88" в должности старшего штурмана в этот поход. Николай Иванович помнил, что мне доводилось вместе с ним пройти по Проливной зоне Балтийских проливов и ознакомиться с условиями плавания на Балтике (в 1958 г . мне посчастливилось на КРЛ "Октябрьская революция" совершить поход по маршруту: Североморск - Берген - Балтийск - Стокгольм - Североморск с дружественным визитам в Норвегию и Швецию, а годом раньше - принимать танкер от промышленности и проводить его ходовые и Государственные испытания в Финском заливе).

Командир БЧ-1 подводной лодки "К-88" В. Кустарев в это время был в отпуске.
С.С. Хомчик приказал мне следовать на рейдовом катере РК-52 к флагштурману флота, получить у него навигационную информацию; в Гидроотделе в Североморске получить и привезти на три подводные лодки путевые карты на Проливную зону и секретные путевые карты на Балтику, в том числе и на р. Неву (на наших подводных лодках этих карт не было и не должно было быть). Кроме карт необходимо получить руководящие пособия по плаванию (Лоции, Огни и знаки, Атласы течений и др.).

С прибытием в Североморск встретился с Н.И. Шаповаловым, получил у него все, что надо. В Гидроотделе меня ожидали, там полным ходом шла работа по подбору и корректуре карт и пособий для плавания. Работали без перерыва на обед и без перекуров примерно до 20 часов. Я получил три секретных и три простых рулона карт, три упаковки пособий для плавания, погрузили на катер и полный вперед в губу Оленья. Стоял теплый ясный солнечный полярный день. С подходом катера к причалу в губе Оленья Ян Лисичкин и Алексей Кудрявцев-командиры БЧ-1 ПЛ "К-118" и ПЛ "К-113" приняли и расписались, как положено, за полученные карты и пособия для плавания. Буквально через считанные минуты РПЛ "К-88" во главе с командиром капитаном 2 ранга Евдокимовым В.А. отошла от причала на выход из Кольского залива. При проходе узости на корабле объявляется боевая тревога, поэтому все это время штурман находится на мостике.
С объявлением: "Готовность два - надводная!" командир приказал накрыть стол в кают-компании для штурмана...

...Время заполночь. На траверзе маяк Сеть-Наволокский. Я в штурманской рубке обращаюсь к младшему штурману лейтенанту А.В. Шмарковскому, чтобы он вел навигационную прокладку, а я займусь прокладкой курсов на путевых картах до Проливной зоны. Вот здесь Шмарковский, почесав затылок, сказал, что он все путевые карты... оставил на базе, так как он их там корректировал по последним Извещениям мореплавателям...
Немая сцена... "Что делать?" - "Не знаю." Поднялся на мостик. Командир, стоя на правом крыле, увлеченно грызет тараньку и косточки бросает за борт. Настолько увлеченно, что мне даже не хотелось портить ему настроение. Я доложил спокойно по существу Василию Андреевичу, у которого не дрогнул ни один мускул на лице. Он продолжал заниматься таранькой и спокойно ответил: "Не докладывай Хомчику. Курсы проложи на генеральных картах масштаба М1:1000000 и на этих же картах веди прокладку. Для точности счисления параллельно веди прокладку на картах-сетках. Так мы дойдем до мыса Скаген, после чего у тебя есть путевые карты на Проливную зону и Балтику"...
Железная логика. Василий Андреевич - человек олимпийского спокойствия, командирское дело знал в совершенстве.

Полярный день. Солнце круглые сутки над горизонтом. Идем в 20 милях от берегов Норвегии. Определяем место по Солнцу с помощью секстана. Точность плавания высокая. На планшете автопрокладчика установлена генеральная карта М1:750000, поэтому невязки на ней не просматриваются. Контр-адмирал Хомчик говорит: "У Вас, штурман, даже невязок нет". Хорошо, что Сергей Степанович в прошлом был минером. Он не обратил внимания на масштаб карты. Идем в надводном положении по готовности №2.
Подводные лодки находятся в кильватерном строю. Другими подводными лодками командуют К. Курдин и В. Скороходов. Ни одного самолета, ни одного корабля НАТО нет. Вот, что значит вышли неожиданно, никто не знал в поселке Оленья Губа... Командирскую вахту несет старший помощник командира капитан 3 ранга Лев Шабалин, он любит заходить в штурманскую рубку, сам в недалеком прошлом штурман-подводник. Лев Николаевич вскоре станет командиром ПЛ "К-91". С ним у нас будут хорошие дружеские взаимоотношения, они были заложены в этом походе.

На "К-88" хорошо подружился со всеми офицерами и познакомился с отдельными старшинами и матросами. Характерная особенность для экипажа дизельной подводной лодки - дружба, демократичность и равенство среди офицеров, высокий авторитет командира, нет отдельных групп и группировок. К сожалению, на атомных подводных лодках, где большой коллектив офицерского состава, произошло расслоение на отдельные группы, это почти так же, как на надводном крейсере...

На мостике вахтенный офицер старший лейтенант Геннадий Шпилевой. Он все время что-нибудь да жует сухари, хлеб или тараньку грызет. Гена в дошкольном возрасте пережил блокаду в Ленинграде, чудом остался жив. С тех пор он все время испытывает чувство голода. Окончив ВВМУРЭ им. Попова, он прибыл на строящуюся в Северодвинске ПЛ "К-88". С ним вместе прибыли его однокашники человек семь на другие строящиеся подводные лодки, с легкой руки флотского юмориста всех стали звать "Шпилевые". Это Александр (Шурик) Зарубин, Юра Лысенко, Костя Соловьев, Слава Виноградов и др. Гена Шпилевой был неформальным лидером среди своих однокашников. До чего же он был красивым, обаятельным! "Шпилевые" имели достаточно высокий интеллект, имели хорошие знания по специальности (радиолокация, гидроакустика, радиосвязь), обладали тонким чувством юмора. Вспоминается такая проделка. Зарубин, имея сравнительно небольшие габариты, всегда имел при себе большой портфель, что в нем было - это вопрос, на который он никому не отвечал. "Шпилевые" пустили "утку" между собой, что Зарубин с целью повышения уровня своих специальных знаний берет с подводной лодки секретные описания и на бербазе в своей комнате их изучает. Это исключительно большое нарушение Приказа МО СССР по секретному делопроизводству. Вроде бы они, "Шпилевые", проводят воспитательную работу с Зарубиным, но безуспешно. Их разговоры подслушали так называемые осведомители, которые донесли своему шефу. И вот на переходе с подводной лодки Начальник особого отдела (офицер КГБ) задерживает Зарубина с портфелем и требует открыть его для проверки. Задержанный категорически возражает, но соглашается идти к Начальнику Политотдела. В кабинете последнего он отказывается открывать портфель; теперь уже втроем идут к Хомчику, где Зарубин выполняет приказание адмирала - раскрывает и предъявляет содержимое - всякая всячина из вещей холостяцкого быта. Розыгрыш удался! Эту историю рассказал мне Геннадий Шпилевой...
На мостике вахтенный офицер командир БЧ-3 капитан-лейтенант Юрий Варламов. Он в любое время суток - ночью или солнечным днем - стоит в меховой канадке и в меховых брюках, сменившись с вахты, он идет отдыхать в 4-х местную каюту, сказав, что раздеваться не будет...

Командир БЧ-2 Игорь Парамонов с разрешения командира В. А. Евдокимова поднимает из шахт ракетные столы, в одной из шахт находится УДМ (учебно-действующий макет), производится подкраска столов, хорошие солнечные дни позволяют красить, ведь пусковые столы собираются поднимать на параде и показывать публике. Ничто этому не мешает: ни одного самолета НАТО, ни одного встречного корабля!
Проливы Скагеррак, Каттегат, Большой Бельт, Фемарн Бельт проходим в условиях хорошей видимости, точность плавания достаточно высокая. Контр-адмирал Хомчик не скрывает своего удовлетворения работой штурманов.

Проходя меридиан ВМБ Лиепая, от Оперативного дежурного ВМФ была получена радиограмма, в которой было указание войти в порт Лиепая (об этом никто кроме Хомчика не знал). Но Сергей Степанович рассуждал примерно так: "Мы шли таким форсированным ходом, чтобы успеть на парад, а сейчас потеряем драгоценное время и не выполним приказание Никиты Сергеевича. В Лиепаю подводные лодки не вошли, они продолжали следовать в Финский залив, чтобы успеть своевременно, занять свое место на Неве. На подходе к о. Котлин мне командир сказал готовить крупномасштабную карту Кронштадта, будем входить и швартоваться в Военной гавани. Василий Андреевич при этом дал команду командиру БЧ-5 капитан-лейтенанту Поливаикину, чтобы приготовили душ, он поедет домой, в Ленинград. Три ракетных подводных крейсера ошвартовались в Военной гавани Кронштадта в четверг вечером 25 июля. В Военной гавани стояли у причала подводные лодки, которые только что прибыли из Албании. С Албанией произошел конфликт, советские ПЛ во главе с контр-адмиралом Рыбалко совершили "побег" из теперь уже недружественной Албании; Североморские подводные лодки 629 пр. ошвартовались рядом с ними, средними ПЛ.

Я в Кронштадте впервые. Изучал в училище такие дисциплины, как Военно-морская география, История военно-морского искусства, знал: Кронштадт занимает большое место в истории Российского Военно-морского флота, поэтому Кронштадт надо хорошо изучить. Мне повезло: замполит ПЛ "К-88" капитан 2 ранга Н.Н. Савельев во время стоянки в Кронштадте организовал несколько экскурсий по городу, и я с огромным интересом принимал участие в них. В вечернее время со своим давним другом, помощником командира ПЛ "К-113" Леонидом Белкиным самостоятельно изучали город. Петр 1, назвав островную морскую крепость Кронштадтом - Коронным городом -исчерпывающе определил его назначение - увенчать освобождение Невы и защищать подступы к приморской столице. Эти два начала, и особенность местоположения предопределили неповторимый облик неколебимой военно-морской цитадели, овеянной славой русских моряков.

В День Военно-Морского флота я посмотрел на корабли, стоящие на Неве, интересно смотреть с берега, Прибыли из Североморска два ракетных корабля - эсминцы пр.56 М "Гремящий" и "Жгучий". Они смотрелись очень внушительно: красивые обводы корпуса, надстройки, мощные радиолокационные станции и ракетное оружие - крылатые ракеты КСЩ. Я с гордостью смотрел на эти корабли. На одном из них командиром БЧ-1 был Г. Валюнин, на другом - Л. Сологуб, я их знал очень хорошо как грамотных толковых штурманов. Мое внимание привлек подошедший почти вплотную вице-адмирал С.М. Лобов. Он был в гражданском костюме. Я перед ним принял строевую стойку, отдал воинскую честь и сказал: "Здравия желаю, товарищ вице-адмирал!" Семен Михайлович улыбнулся, подал руку и дружески приблизился. Состоялась короткая душевная беседа с расспросами, затем он сказал, что находится на учебе в "дубовой роще" и скоро возвращается на Северный флот. Минут через пять к пристани на набережной у Эрмитажа подошел командирский катер со "Жгучего" за С.М. Лобовым. Эта встреча запомнилась до деталей, хотя прошло много лет. Мне довелось под флагом командующего Эскадрой Северного флота пройти не одну тысячу миль на КРЛ "Октябрьская революция" в 1957-1959 гг, Сейчас вспоминается очень много интересных содержательньгх эпизодов тех далеких лет. Пожалуй, самое-самое - это морская подготовка крейсера к визиту в Берген и Стокгольм, сам поход по маршруту Североморск - Берген - Балтийск - Стокгольм - Североморск в августе-сентябре 1958 г ., личные впечатления от визита, от встреч с норвежцами и шведами, торжества в Стокгольмской ратуше по случаю нашего визита. А дело было так. Флаг Командующего эскадрой СФ был поднят на КРЛ "Октябрьская революция", где я был младшим штурманом. В начале 1958 г . нам объявили, что крейсеру оказано высокое доверие - совершить дружественный визит в Норвегию и Швецию под флагом С.М. Лобова. Вот тут-то и началась подготовка! На завершающем этапе - проверка отработанности командира капитана 1 ранга А.Г. Палехина, расчета ГКП (главного командного пункта) в том числе и штурманской боевой части к плаванию в узкости, близкой к Стокгольмским шхерам. В это время я исполнял обязанности старшего штурмана, так как В.М. Колтуна откомандировали на дизель-электроход "Балтика" плавать по Стокгольмским шхерам, изучая условия плавания и навигационное оборудование. Крейсеру был запланирован контрольный выход по маршруту: губа Ваенга - губа Сайда - Ура-губа - Западная Лица - губа Титовка - губа Печенга - губа Териберка - Кильдинская салма - губа Белокаменка в Кольском заливе, где специально на двух бочках был поставлен плавпирс, к которому для тренировки командира подходил и отходил крейсер. За каждый выполненный маневр С.М. Лобов, наблюдая за нашими действиями с ФКП, громогласно по трансляции объявлял оценки штурману, вахтенному офицеру и командиру. Это незабываемо! Я умудрился докладывать командиру расстояние до плавпирса после одного кабельтова в метрах, т. е. когда фактически объект был в мертвой зоне, а расстояние измерялось до маяка Мишукова, находящегося в створе с плавпирсом. Вначале Александр Григо¬рьевич даже удивился, отчего берутся метры, но вскоре ему стало понятно. Расчет ПСП действовал слаженно. Мне помогал Виктор Довгань, командир рулевой группы. Все время на руле стоял старшина команды рулевых ст.1ст. В. Попонин. За контрольный выход крейсер получил высокую оценку от С.М. Лобова.
.. .вышли из Кронштадта. Одна из наших подводных лодок под командованием В. Скороходова вышла на сутки раньше, с чем это было связано - не знаю. На "К-88" перешли офицеры походного штаба - флаг-штурман Ю. Стецун, флагсвязист Г. Пальцев и др. С командиром 140-й ОБРПЛ контр-адмиралом С.С. Хомчиком теперь уже сложились хорошие взаимоотношения. СЮ. Стецуном - тоже, до этого похода я ему сдавал зачеты на допуск. Впоследствии Ю. Стецун будет одним из ведущих специалистов в НИИ, Начальником Управления, где определялась концепция развития технических средств навигации и методов их использования. Со Стецуном в этом походе еще более укрепились дружеские взаимоотношения. Штурманские вахты несли в три смены; младший штурман командир электронавигационной группы лейтенант А. Шмарковский в этом походе получил большой объем практических навыков по определению места различными способами, проявил себя как работоспособный, толковый, подающий надежды молодой штурман. Пройдут годы и Александр Владимирович станет флагштурманом дивизии, затем эскадры подводных лодок в Полярном и, наконец, капитан 1 ранга Шмарковский-старший офицер Генерального штаба...

...При подходе к проливу Фемарн-Бельт нас встретили и все время сопровождали малые корабли ВМФ ФРГ. Они вели себя достаточно нагло, постоянно работая с кинокамерой, подходили почти вплотную, всячески отвлекали на себя внимание, чтобы нам столкнуться с ними и спровоцировать международный скандал. На протяжении всего пути по Балтийским проливам нам они создавали опасные ситуации. У о. Лангеланн два малых корабля постоянно маневрировали под носом подводной лодки. Плавание через Балтийские проливы регулируется международными конвенциями и специальными правилами, издаваемыми Данией. Копенгагский трактат, заключенный в 1857 г . между Данией и государствами, суда которых регулярно пользуются Балтийскими проливами (в том числе и Россия), устанавливает полную свободу торгового судоходства через проливы, без взимания каких-либо сборов. Порядок прохода военных кораблей определен в "Правилах доступа иностранных военных кораблей и самолетов в Датские районы в мирных условиях", принятых Данией в 1951 г . Для прохода военных кораблей через Большой Бельт уведомление требуется дипломатическим путем за 8 суток лишь в том случае, если проход длится более 48 часов или если одновременно проходит более трех кораблей. Подводные лодки проходят только в надводном положении.
Наше плавание через Балтийские проливы осуществлялось в полном соответствии с международным морским правом. Что касается провокационных действий со стороны кораблей ВМФ ФРГ, то в те времена было острое противостояние двух военных блоков - НАТО и Варшавского Договора. Новейшие по тем временам ракетные подводные лодки 629 пр. с баллистическими ракетами вызывали особый интерес у наших вероятных противников. 11 августа вошли в губу Оленья.

Контр-адмирал Хомчик С.С в сопровождении командира ПЛ, как положено по Корабельному уставу, сошел с корабля. Командир вскоре возвратился и сообщил новость о том, что окончательно произведены оргштатные изменения в нашей 140-й ОБРПЛ. На ее основе созданы две дивизии крейсерских ракетных подводных лодок с баллистическими ракетами. Создано оперативное объединение - 12-я эскадра подводных лодок, ее первым командиром стал контр-адмирал Георгий Михайлович Егоров, впоследствии ставший, пройдя соответствующие должностные ступени, Командующим СФ, Начальником ГШ ВМФ, адмиралом флота. Контр-адмирал Хомчик С.С и его штаб получили 16-ю дивизию с постоянным местом базирования в губе Оленья. Моя родная ПЛ "К-107" вошла в состав 18-й дивизии, командиром которой стал контр-адмирал Пархомюк Иван Лазаревич. Место базирования - губа Сайда, бухта Ягельная. На завтра, 12 августа, Г.М. Егоров назначил строевой смотр. Времени на подготовку к строевому смотру у меня не было. Прибыв в свой экипаж, меня встретил старпом В.Е. Иванов так, как будто бы я вернулся с круиза. Виктор Егорович дал массу указаний в части подготовки личного состава к строевому смотру со сроком исполнения - завтра к подъему Военно-Морского флага.
Ну как тут не вспомнить флотскую поговорку: "Если хочешь жить в уюте - спи всегда в чужой каюте!" Хорошо работалось на ПЛ "К-88", хорошо и отдыхалось после штурманских вахт в "каюте" у Кустарева...

...В конце рабочего дня командир ПЛ "К-107" Б.А. Караваев на совещании офицеров объявил мне от имени контр-адмирал Хомчика С.С. БЛАГОДАРНОСТЬ.
Жаль, что это был последний поход с Сергеем Степановичем. Сейчас его нет в живых. В 1987 г . я увидел во Владивостоке памятник курсантам Учебного отряда подводного плавания, ушедших на фронт в 1941 г . и погибших в боях с немецкими захватчиками. Инициатором и одним из создателей памятника был контр-адмирал С.С. Хомчик. Такая информация выгравирована на этом монументе.

НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ «К-61»

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom