Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

История штурманской службы

ЗАПИСКИ ФЛАГМАНСКОГО ШТУРМАНА
капитана 1 ранга Богомазова К.Я.

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ «К-88»

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ «К-61»

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-118"

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-113"

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-36"

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-91"

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-93"

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-110"

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-153"

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-107"

 

НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-153"

Первые:
Командир корабля капитан 3 ранга Патров Валерий Николаевич.
Старший помощник капитан 3 ранга Лебедев Герман Васильевич.
Командир БЧ-1 капитан-лейтенант Алексеев Виктор Петрович.
Командир ЭНГ старший лейтенант Бурлаков Николай Григорьевич.
Командир БЧ-2 капитан-лейтенант Портнов Анатолий Алексеевич.
Командир группы БЧ-2 старший лейтенант Жучков Валентин Васильевич.
Командир БЧ-3 капитан-лейтенант Усачев Алексей.
Командир БЧ-4-сл. "Р" капитан 3 ранга Жгунов Николай Михайлович.
Командир БЧ-5 капитан-лейтенант Сайфулин Ренат Мерзеевич.
Командир группы движения старший лейтенант Широнин Николай.
Начмед капитан м/с Самусевич Алексей.

"К-153" один из последних заказов на СМП в Северодвинске, прибыла к месту постоянного базирования в бухту Ягельная в конце 1961г. Экипаж в полном составе формировался на ТОФе, на Камчатке.

С командиром БЧ-1 В.П. Алексеевым мы учились вместе на классах в Ленинграде на Малой Охте. Мне довелось в качестве врио флагштурмана дивизии неоднократно проверять БЧ-1 перед выходом в море. С чувством глубокого уважения я проникся к В.П.Алексееву за состояние дел в БЧ-1. Он отличался своей аккуратностью в работе, любил порядок во всем. Вскоре, в первой половине 1962 г ., В.П.Алексеева назначат помощником командира в своём экипаже. Он пойдёт по командной линии: помощник, старпом, командир "К-113" в нашей дивизии, затем - командир РПКСН пр.667А.
В начале 1962г. командир "К-153" В.Н.Патров был переведён на ТОФ, в ТОВВМУ им.Макарова.

Командиром "К-153" был назначен Владимир Георгиевич Лебедько, старпом с "К-110". Он стал самым молодым командиром подводной лодки в дивизии. В 30 лет командир корабля 1 ранга (впоследствии контр-адмирал)!

...За время службы на кораблях СФ мне пришлось 13 лет работать с параллельной линейкой на столе автопрокладчика (АП). Это были АП "Путь-Г", затем АП "Терек" в составе навигационного комплекса (НК) "Плутон", затем АП "Сапфир" в составе НК "Сигма". Штурманская техника совершенствовалась, а "зайчик" на планшете АП оставался неизменным крестиком, имитирующим движение и положение корабля на путевой карте. По заведенному мною обычаю я к "зайчику" относился как к живому существу: заступая на штурманскую вахту или входя в штурманскую рубку рано утром, я обращался со словами: "Привет, зайчик!" На добрые слова "Зайчик" отвечал добром: он никогда не петлял на путевой карте и не заводил корабль в дебри.
...1966 г. На нашей ДиПЛ идет напряженная боевая подготовка, направленная на совершенствование использования ракетного оружия (РО). Вышла Директива, в которой Командующий СФ С.М.Лобов ужесточил требования к специальной подготовке ракетчиков, а также и к штурманской подготовке и штурманскому обеспечению ракетных стрельб (РС) по точности места и другим навигационным параметрам...
...В первых числах мая на флоте началось общефлотское учение. ПЛ дивизии вышли в море на прорыв глубокоэшелонированного противолодочного рубежа ПЛО, после чего две из них будут выполнять инспекторскую РС с необорудованной позиции.
В должности флагштурмана дивизии мне довелось быть на ПЛ "К-153", которой командовал Г.В. Лебедев, командир БЧ-1 - капитан-лейтенант Л. А. Митрофанов.
...Экипаж подводной лодки был исключительно дружный, отработанный по всем корабельным расписаниям, имел высокий уровень специальной подготовки, для это-
го были все основания: грамотные командир Г. Лебедев, старпом В. Горохов, помощник командира В. Ильин, командиры боевых частей Л. Митрофанов, А. Фролкин, Р. Дороховский и др., экипаж сильный не только по профессиональной подготовке, но и физически. ПЛ "К-153" имела 1-е место в Вооруженных Силах по спорту! В
спортивной работе заводилой был сам командир: он был увлеченный спортсмен-лыжник, мастер спорта...

8 мая успешно преодолен рубеж ПЛО. РС назначена на 14.00 10 мая. Около двух суток осуществлялось маневрирование в районе ожидания, соблюдая скрытность плавания не только от своих сил и средств ПЛО, но и от кораблей и самолетов ПЛО НАТО. Тем не менее курсы, скорость движения и погружения выбирались с таким расчетом, чтобы создать благоприятные условия для работы навигационного комплекса.
9 мая - праздник, День Победы. Замполит капитан 2 ранга В. Студентов, кандидат педагогических наук, организовал подвахтенных моряков работать на камбузе для праздничного приготовления завтрака - флотские пончики, обеда - сибирские пельмени, чтобы у проверяющих контролеров (москвичей и североморцев) было хорошее
праздничное настроение. Помню их частично: по БЧ-1 -А.М.Цукерман, по БЧ-2-Ю.М. Самарин. День выдался солнечный, установилась хорошая погода в Баренцевом море. Ясная линия горизонта, благоприятные условия для работы с навигационным секстаном. В штурманской рубке командир БЧ-1 капитан-лейтенант Леонид Митрофанов, ответственный офицер работает увлеченно и уверенно.10 мая около 3-х часов ночи я вошел в штурманскую рубку с утренним обращением к планшету автопрокладчика: "Привет, зайчик!" С Митрофановым подготовили секстаны для определения места по звездам. В эти майские даты в Баренцевом море наступили белые ночи. Всплыли в позиционное положение, отдраен верхний рубочный люк. Астрономический расчет в составе: старший штурман Л. Митрофанов, старший помощник командира ПЛ В. Горохов, он в недалеком прошлом был классным штурманом на ПЛ "К-61" в экипаже Олега Матвиевского, и автор воспоминаний с выверенными секстанами и часами поднялись на мостик, чтобы измерить высоты трех звезд, в том числе Венеры. Расчеты высотных линий положения заняли немного времени, так как вычислительные навыки были высокие. Получено надежное осредненное место из трех обсерваций.

Около 7 часов утра вновь всплыли в позиционное положение и произвели замеры высот Солнца, когда дневное светило было по азимуту около 90 градусов. Получили долготу места. Дальнейшие действия по определению места и поправки системы курсоуказания производились только с помощью АНС "Лира".

В 11.00 получена радиограмма от руководителя РС Первого заместителя Командующего СФ вице-адмирала А.И.Петелина. Он находился на эскадренном миноносце и просил доложить место, курс и скорость на 12.00. Вместе с Александром Ивановичем на ЭМ находился наш командир дивизии контр-адмирал И.Ф. Усков. На ЭМ была группа гидрографов с аппаратурой КПФ-2 для определения места по РНС РСВТ-1 с (радионавигационная система высокой точности). С чувством полной удовлетворенности от своей работы были доложены Руководителю координаты на 12.00. Мы ожидали, что Петелин выразит как-то свое тоже удовлетворение от нашей работы. Вскоре получена радиограмма с ЭМ: "Уточните свое место. Петелин".

Это значит, что точность места подводной лодки не отвечает требованиям Командующего флотом. Естественно настроение сразу же упало. Старший на борту капитан 1 ранга Н.С. Борисеев выразил, мягко говоря, неудовольствие от работы штурманов. Не обращая никакого внимания на панику руководителей и контролеров всех степеней штурмана самозабвенно работали. Дневное светило в своем видимом суточном движении приближалось к меридиану наблюдателя, астронавигационный расчет с помощью АНС "Лира" измерил близмеридианальную высоту (Н) Солнца. На 13.00 донесли свое место Руководителю. Вскоре получено радио: "Ваше место на 13.00 Ш= ... Д= ... Оценка стрельбы как с оборудованной позиции. Петелин". Несложным штурманским приемом с помощью измерителя, параллельной линейки и транспортира Митрофанов определил невязку С=182°- 6,3 мили ... Ошибка в месте по широте. Быть этого не может. Можно ошибиться в меридиональной высоте Солнца на 1, ну на 2, но только не на 6,3. Я доложил Борисееву, что место ЭМ неверное. С этого момента переговоры с Руководителем начались открытым текстом на УКВ. Вице-адмирал Петелин потребовал флагштурмана на связь. Его вопрос был короткий: "Вы уверены в своем месте?" Мой ответ был еще короче в соответствии с Уставом ВС СССР. Через считанные минуты Руководитель передал в наш адрес два слова: "Стрельбу разрешаю!" Тем временем на подводной лодке производилась классическая предстартовая подготовка: Боевой курс, никаких переключений электросети, в БЧ-1 идет напряженная работа по выработке навигационных параметров для ракетной стрельбы, в БЧ-2 в соответствии с руководящими документами по времени объявляются готовности: "Готовность ... выполнена!" Наконец, с ГКП последовала команда: "Согласовать "Марс" с "Тереком"! Вводится поправка системы курсоуказания ...!" Далее доклады штурмана по секундомеру, выверенному с хронометром: "До старта ...1 минута! ...До старта ...секунд! Корабль в точке старта!" Командир подводной лодки произносит соответствующие команды в 4-й отсек, а затем, находясь у перископа, он по общекорабельной трансляции на циркуляре громогласно объявляет: "Старт нормальный!"...

Подводная лодка осуществляет послестартовое маневрирование, штурману необходимо всеми доступными средствами определить место и поправку системы курсоуказания, что и было сделано соответствующими способами по Солнцу с помощью АНС "Лира". Руководитель по радиосвязи сообщил: "Действуйте по плану!" А.И. Петелин пошел обеспечивать РС следующей подводной лодки нашей дивизии, ПЛ "К-113", которой командовал Н.Д. Попов. У Коли Попова штурманом В. Кулибаба, контролером в БЧ-1 на РС флагштурман эскадры подводных лодок М.П. Лузин. С В. Кулибабой в качестве дублера на РС пошел Ю. Докукин. Как у них дела? Ведь две подводные лодки защищают честь не только нашей дивизии но и флота в целом...
В соответствии с планом возвращение в базу 11 мая в 16.00. На подходе к плавпирсу в бухте Ягельная видна большая группа встречающих, среди которых издали узнаю своего командира дивизии И.Ф. Ускова, он к Дню Победы получил контр-адмирала, приглядываюсь в бинокль: В.Г. Кичев - командир эскадры, Г.Л .Неволин -НШ эскадры, смотрю-смотрю - А.Н. Яковлев — помфлагштурмана флота. Вот здесь у меня настроение упало, как говорится, до нуля. К чему бы он на причале? В это время старпом Володя Горохов, обращаясь ко мне, говорит: "Смотри, Яковлевич, там черный воронок стоит!" Я улыбнулся, но через силу. На причале руководит моряками, которые принимают швартовы, С.Е. Куликовский -дежурный по дивизии. Наши взгляды встретились, и Сергей Евгеньевич показал мне свои пять пальцев, сказав: "В колышек!" Подан трап, по которому поднялись на ПЛ вышеуказанные начальники. Вот и А.Н. Яковлев в штурманской рубке. Вид у него исключительно сурово-требовательный. Он попросил Навигационный журнал (НЖ), путевую карту с Боевым курсом, графики разностей курсов со всеми записями, бланки астрономических вычислений Ш-86, Контрольный лист Навигационного комплекса. Анатолий Николаевич выписки из НЖ делал молча. Взглянув на путевую карту, он узрел, что БК упирается в губу Сульменева Северная, что на Новой Земле. "Это как понимать?" - задал он мне вопрос. Молчаливый диалог продолжался: я показал карандашом на М1:50000 и переоцифровку долготной рамки. "Голь на выдумки богата!"- сделал заключение Яковлев. После профессиональной проверки, а Яковлев делал именно профессионально, он произнес: "Победителей не судят. Оценка Вашей работе будет дана на предстоящих сборах флагманских штурманов соединений флота".
В Североморске вице-адмирал А.И. Петелин потребовал от флагштурмана флота и начальника Гидрографической службы флота разобраться и доложить, кто прав, кто виноват при определении места в районе РС.

12 мая Начальник Гидрографической службы флота контр-адмирал Н.В.Скосырев направил в район РС корабль, это был ГИСУ, на котором была штатная аппаратура КПФ-2 для определения места по РНС РСВТ-1с, и пошла группа штурманов с выверенными секстанами. Результаты исследования были доложены на флотских сборах штурманов: "Теплые воздушные массы и холодная подстилающая поверхность морской воды вызвали аномальное изменение фазовой скорости распространения радиоволн". Думается, что было значительно проще: при использовании КПФ-2 не разрешена многозначность фазовых отсчетов. Кто его знает, что там было. Вот только в названии радионавигационной системы РСВТ-1с надо бы две последние буквы "ВТ" убрать.
Авторитет штурманской службы дивизии вырос на большую высоту.
Иван Федорович Усков зауважал штурманов: Семен Огнев, Виктор Кулибаба, Юрий Докукин, Николай Иванов, Александр Ольховиков осенью были назначены помощниками командиров ПЛ. Через короткий промежуток времени они станут командирами РПК СН. Да еще, какими командирами! Ольховиков - командиром головной "Акулы", получит Героя Советского Союза, станет командиром дивизии, контр-адмиралом; Огнев станет командиром дивизии, контр-адмиралом. Виталий Макода, пройдя по всем ступенькам штурманской службы, станет Главным штурманом КСФ, контр-адмиралом, начальником Гос.НИНГИ МО, доктором военных наук...

...Командиры дружественных дивизий Лев Алексеевич Матушкин и Анатолий Михайлович Косов с еще большим уважением стали относиться к нашему брату путеисчислителю. С Георгием Лукичем Неволиным добрые служебные отношения останутся на всю оставшуюся военно-морскую службу.
"ЗАЙЧИК" на планшете автопрокладчика никогда не подводил. Он никогда не петлял по путевой карте.

 

НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ «К-107»

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom