Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

История штурманской службы

ЗАПИСКИ ФЛАГМАНСКОГО ШТУРМАНА
капитана 1 ранга Богомазова К.Я.

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ «К-88»

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ «К-61»

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-118"

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-113"

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-36"

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-91"

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-93"

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-110"

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-153"

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-107"

 

НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-110"

"К-110" прибыла в августе 1961г. в бухту Ягельная, к месту постоянного базирования. Первые:
Командир корабля капитан 2 ранга Шпунтов Вольдемар Федорович.
Старший помощник командира капитан-лейтенант Лебедько Владимир Георгиевич.
Замполит капитан 3 ранга Косенков Михаил.
Командир БЧ-1 капитан-лейтенант Кожемякин Валентин Николаевич.
Командир ЭНГ старший лейтенант Докукин Юрий Валентинович.
Командир БЧ-3 капитан-лейтенант Зорин Игорь Андреевич,
Командир БЧ-5 капитан-лейтенант Печенкин Анатолий Павлович.

Экипаж подводной лодки формировался на ТОФе. Кадровые органы ответственно подошли к назначению всех должностных лиц на строющуюся подводную лодку.
Это был дружный, дисциплинированный, хорошо организованный коллектив. Командир подводной лодки Вольдемар Федорович Шпунтов выделялся среди своих друзей-командиров своей степенностью, спокойствием, уравновешенностью. В дальнейшем он окончит Академические курсы при ВМА и в 1966 г . будет заместителем командира 18-й ДиПЛ по подготовке командиров. Старпом В.Г. Лебедько (в дальнейшем командир "К-153", замкомдива 18-й ДиПЛ, начальник Оперативного управления флота, начальник Учебного центра, контр-адмирал, действительный член Географического общества, автор многочисленных статей и публикаций); командиры боевых частей В. Кожемякин, И. Зорин, А. Печенкин имели достаточно большой опыт службы на подводных лодках.
...Командир БЧ-1 Валентин Кожемякин был мне очень хорошо знакомым человеком, мы учились вместе на классах. Вспоминается такая деталь из первой нашей встрече в Ленинграде с Кожемякиным в 1959 г . Мы вместе вошли в кабинет начальника штурманского факультета капитана 1 ранга Морозова В.П. и доложили о своем прибытии на учебу. Василий Петрович принял наше поочередное представление и провел с нами теплую душевную беседу, поинтересовался, где остановились в данное время. Мне он дал совет, где и как искать комнату для жилья. У Валентина была своя квартира в Ленинграде. Когда мы вышли от начфака, он решительно предложил мне с семьей временно поселиться у него до тех пор, пока сниму где-то комнату. Я поблагодарил Кожемякина за его доброту. Доброта - черта характера Валентина Кожемякина, она была его содержанием и запомнилась мне до сего времени...

Быстро и качественно шла отработка и сдача курсовых задач. Примерно через полгода "К-110" вошла в состав перволинейных подводных лодок. Старпом В.Г. Лебедько получил назначение на должность командира подводной лодки "К-153''1, командир БЧ-1 В.Н. Кожемякин - на должность помощника командира в своем экипаже, чуть позже командир БЧ-5 Печенкин А.П. получит назначение на должность помощника флагманского механика дивизии (впоследствии он станет заместителем командира 16-й дивизии подводных лодок по ЭМЧ).

На флоте бытует такая присказка: хороший корабль - хороший командир, плохой корабль-г... старпом. "К-110" везло на старпомов. Это В. Лебедько, В. Антонов, Ю. Бекетов - прекрасные офицеры, которые целеустремленно занимались боевой подготовкой экиипажа "К-110".

Штурманскую боевую часть после В.Кожемякина возглавил старший лейтенант Ю.В. Докукин. Юрий Валентинович, выпускник ВВМУ ПП им. Ленинского комсомола 1959 г ., имел отличную подготовку по специальности, обладал большим запасом энергии и умением творчески работать. Штурманская боевая часть под руководством Ю. Докукина была объявлена отличной. Докукин стремился стать командиром подводного ракетоносца, и им он стал, пройдя этот путь помощником командира на "К-88", старпомом на "К-153" и командиром на "К-79". Командиром ЭНГ был назначен старший лейтенант Д. Д. Кашуба Дмитрий Дмитриевич быстро сдал установленные зачеты на допуск к самостоятельному управлению подразделением и вскоре его назначили командиром БЧ-1 на подводную лодку в дружественную нам дивизию. Пройдут годы и Д.Д. Кашуба станет контр-адмиралом, начальником 14 НИИ. После Д.Д. Кашубы к Ю.В. Докукину пришел командиром ЭНГ выпускник ВВМУ ПП им. Ленинского комсомола старший лейтенант Николай Григорьевич Иванов, который также не долго, чуть больше года, прослужит на "К-110", зарекомендует себя с самой хорошей стороны и пойдет командиром БЧ-1 на подводную лодку "К-93" вместо Б.И. Подорожного Н.Г. Иванов, будучи прекрасным штурманом, пойдет по командной линии и станет командиром РПКСНпр.667А.
В 1964 г . к Ю.В. Докукину пришел командиром ЭНГ старший лейтенант Геннадий Анатольевич Никитин, который раньше проходил службу на АСС флота... Через определенное время Г.А. Никитин станет командиром РПК СН пр.667 БД, одним из лучших командиров подводных лодок на 3-й флотилии...

Январь 1968 г . Подводная лодка вышла на плановую ракетную стрельбу с " оборудованной позиции. Командир подводной лодки "К-110" капитан 2 ранга Анатолий Тихонович Котов впоследствии капитан 1 ранга, один из ведущих старших преподавателей учебного центра в Палдиски и Обнинске, он до сих пор проводит учебные занятия. Командир БЧ-1 капитан-лейтенант Г.А. Никитин , командир ЭНГ лейтенант В.С. Макода. Теодолитные посты развернуты на мысе Выев-Наволокский, мысе Сеть-Наволокский, у маяка Кильдин-Северный. Полярная ночь. Видимость переменная. На Боевом курсе произвели взаимное пеленгование с двумя первыми постами. При подходе к теодолитному посту Кильдин-Северный вошли в полосу плотного снежного заряда, который так и не дал производить взаимное пеленгование. Что делать? Анатолий Тихонович принял решение стрельбу не выполнять, так как не было уверенности в точности знания поправки системы курсоуказания.

Возвратились в базу. Срок хранения ракеты поджимал, поэтому "К-110" отправили выполнять РС с необорудованной позиции. Погода была ужасная: на переходе в район встретил сильный ветер и волнение моря 5-6 баллов. Однако на Боевом курсе появилась надежда на выполнение РС: в разрывах облаков проглядывались небесные ориентиры. Пришли в район не зря.

АНС "Лира" и ее расчет работали и на определение места, и на определение поправки системы курсоуказания, операторы работали слаженно. В этой обстановке наглядно в лучшем виде проявились качества и Никитина, и Макоды. Виталий Сергеевич обладал способностями быстро и безошибочно производить вычисления высотных линий положения с помощью таблиц ТВА-57 и Морского астрономического ежегодника (МАЕ). У молодого лейтенанта большая работоспособность. Мне тогда командир дивизии И.Ф.Усков задал вопрос: "Где Вы такого лейтенанта взяли? На все мои вопросы он отвечает правильно." В.С. Макода пройдет все штурманские должности на подводном флоте, все учебные заведения закончит (6 ВОК, ВМА), станет Главным штурманом Северного флота, Начальником 9 Гос.НИНГИ, Лауреатом Госпремии, контр-адмиралом.

 

НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ «К-153»

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom