Профессия "штурман"
Введение
1. Развития штурманской профессии
1.1 Создание основ (1696 – 1752)
1.1.1 Навигацкая школа
1.1.2 Морская академия
В целях улучшения качества подготовки морских офицеров в 1715 г. Навигацкая школа была реорганизована. Русская и цифирная школы были оставлены в Москве, а на базе навигаторского отделения, переведенного в Петербург указом от 1 октября 1715 г., была образована Морская академия. В академии положено было иметь 300 учеников. В Москве были оставлены младшие классы Навигацкой школы, изучающие грамоту, арифметику, геометрию и тригонометрию. Фактически Навигацкая школа превратилась в подготовительное училище для Морской академии. Ежегодно очередной выпуск Навигацкой школы направлялся в Морскую академию. Число обучаемых в школе было определено в 500 человек. С момента открытия Морской академии в ней устанавливается твердый распорядок, режим и дисциплина военного учебного заведения, занятия начинаются в определенное время и проводятся ежедневно. Воспитанники академии делились на шесть бригад по 50 человек каждая. Под руководством офицеров занимались строевыми занятиями, несли караулы и дежурства.
Для улучшения воспитательной работы была введена должность помощника директора по воспитательной части из офицеров морской гвардии.
В сентябре 1715 г. Петр I сам пересматривает и устанавливает состав дисциплин, которым следует обучать воспитанников академии: арифметику, геометрию, фехтование, приемы ружья, артиллерию, навигацию (сюда же включается и мореходная астрономия), географию, устройство корабля и фортификацию, рисование, танцы. Позже к числу предметов, изучаемых в академии, добавили геодезию. "Регламент об управлении Адмиралтейств. . ." (1722 г.) указывает: "В академии учить наукам, а именно: артиллерии, навигации и фортификации, танцам и ретраншаментам (полевой фортификации), географии, воинским обучениям с мушкетами совершенно. А апрошам (долговременной фортификации) и корабельным членам, чтобы только знали, что для чего делается, а рисовать и на рапирах сколько возможно".
Навигация и астрономия изучались в форме решения различных, встречающихся на практике задач. Например, по астрономии решали задачи определения широты места корабля по меридианальной высоте Солнца, определения склонения компаса, время полных и малых вод и пр. При этом использовались логарифмы, таблицы и различные шкалы.
Методика преподавания оставалась прежней. Теоремы давались без доказательств, учащиеся должны были довольствоваться заучиванием наизусть различных истин и правил и прилагать их к решению практических задач кораблевождения.
Кроме учебников, применяемых для обучения в Навигацкой школе, в Морской академии использовались: "Разговор у Адмирала с Капитаном о команде или полное учение, како управлять кораблем во всякие разные случаи", изданная в 1724 г., "Книга морская зело полезная", изданная в 1722 г., "Таблицы горизонтальных, северныя и южныя широты восхождения Солнца" издания 1722 г., "Таблицы склонения Солнца по амстердамскому меридиану", 1723 г. издания, "Книга мировоззрения или мнение о небесных глобусах", излагающая гелиоцентрическую систему Коперника, "Генеральная география небесный и земноводный круги купно с их свойствы и действы", издания 1718 г., "Введение в историю Европейскую".
После опроса учителей академии Адмиралтейская коллегия в 1726 г. установила продолжительность изучения отдельных дисциплин. Предписывалось изучать: арифметику - год, геометрию восемь месяцев, тригонометрию плоскую – три месяца, навигацию плоскую - три месяца, навигацию меркаторскую - пять месяцев, ведение журнала - месяц, тригонометрию сферическую - три месяца, астрономию - четыре месяца, артиллерию - год, фортификацию - год, живопись и пр. - 11 месяцев. Весь срок обучения составлял шесть лет и девять месяцев.
В 1725 г. штат Морской академии (вместе с русской и цифирной школами) состоял из профессора, 14 учителей, 10 подмастерьев, одного поручика и двух сержантов для военного обучения.
С целью подготовки педагогических кадров для академии в ней была выделена отдельная группа способных учеников, которая занималась по расширенным программам.
Начиная с 1718 г., окончившие академию непосредственно на корабли не назначались, а продолжали практическое обучение в составе организованной при академии гардемаринской роты, состоящей из 300 человек.
В зимнее время гардемарины занимались по 12 часов в неделю навигацией, кораблестроением, артиллерией, рисованием, фортификацией, обучались воинскому строю и стрельбе из ружей и пушек, а также такелажному делу. Летом гардемарины распределялись на корабли в плавание, где они ежедневно под руководством старшего офицера были обязаны в течение четырех часов заниматься управлением корабля, штурманским делом, артиллерией и другими науками. После трех-пяти лет плавания, в зависимости от успехов в обучении, гардемарины сдавали специальные экзамены и производились в мичманы, если имелись свободные вакансии. На экзаменах у гардемарин проверялись знания штурманского дела, морской артиллерии, военной подготовки, умение управлять кораблем в бою и в мирное время.
В академии постоянно несли караул один офицер и 18 учеников, часовые стояли у ворот, в залах и у денежной кассы.
1.1.3 Штурманская рота
1.2 Кризисный период
1.3 Корпус флотских штурманов
2. Организация штурманской работы на корабле (до конца XXYIII века)
3. Основные мореходные инструменты
4. Методы кораблевождения штурманов XVIII века