Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

История штурманской службы

Профессия "штурман"

Введение
1. Развития штурманской профессии
1.1 Создание основ (1696 – 1752)

Первые штурмана на флоте были иностранцы, нанятые в Голландии, Англии и Венеции в числе прочих моряков для службы на судах рождающегося флота.

Наем производился по указанию Петра I послами, находящимися за границей. Наиболее значительный наем иностранцев произошел во время Великого посольства в 1697 году. Официальным "великим послам" - Ф.Я.Лефорту, Ф.А.Головину, П.Б.Возницыну - Петр I собственноручно пишет наказ, в котором требует:

"1-е. К службе морской сыскать капитаноф добрых (человека 3 или 4), которыя сами в матрозах бывали, а службою дошли чина, а не по иным причинам.

2-е. Когда вышеписанные сысканы, тогда к той же службе сыскать поручиков и подпоручиков ч. 25 или 30 добрых же и чтоб, так же которые бывали в нижних чинах.

3-е. Когда и те готовы, тогда взять ведомость корабля, сколько числом и из вышеписанных выбрать на всякий корабль по человеку, и приказать им набирать добрых штурманов, боцманов, констапелей, матрозоф, по указанному числу, а жалованья им давать зачнут будущего 1698 году июля с первых чисел..."

Для изучения различных отраслей морского дела с посольством отправилась группа волонтеров в составе 35 человек. Большинство этой группы составляли участники корабельных работ и прежних плаваний Петра. В инструкции, данной волонтерам, говорилось, что они должны были не только приобрести необходимые теоретические знания по кораблестроению и мореплаванию, но главным образом научиться практически управлять различными кораблями, как в условиях обыкновенного плавания, так и во время сражения. Если же "кто похочет получить себе милость большую по возвращении своем", сказано в инструкции, тот должен был не только уметь управлять судами, на которых он плавал, но и научиться строить их. В группе волонтеров под именем Петра Михайлова находился и сам Петр I.

С этой же целью с посольством отправилось 69 стольников - молодых людей знатных фамилий. С каждым из стольников посылалось по одному грамотному солдату, которые также должны были изучить морское дело. Кроме того, каждый стольник обязан был по возвращении в Россию привезти с собой двух иностранцев - специалистов морского дела.

Из среды волонтеров и стольников впоследствии вышли известные русские кораблестроители Феодосий Скляев и Гаврила Меньшиков, первые русские капитаны кораблей Федор Урусов, Ипат Муханов и др.

Во время своего пребывания в Голландии и Англии Петр I показывал пример любознательности и трудолюбия в освоении всех отраслей военно-морского дела. Он сам и его сподвижники по созданию флота приобрели глубокие и обширные знания морского дела. Посольство пригласило на русскую службу более 700 иностранных специалистов.

Однако учеба за границей и наем иностранных специалистов не могли полностью решить вопроса кадров для создаваемого флота. Россия несла огромные расходы на их содержание. Требовалась подготовка национальных кадров. Возникла необходимость создания в России специального учебного заведения по подготовке специалистов морского дела.

Такое учебное заведение в 1701 году и было создано, более подробно о нем рассмотрим ниже.

Необходимо выделить особенности подготовки штурманов. Различалась так называемая "морская", или "линейная", служба и специальная служба. Линейная служба - это офицер флота и дворянин. Специальная служба - все остальные члены экипажа корабля. Без офицерского звания, служебный рост этой специальностью и ограничен.

Подготовка штурманов до 1752 г. производилась в тех же, основанных Петром I учебных заведениях (Навигацкой школе и в Морской академии), что и для флотских офицеров. По окончании этих учебных заведений дети бояр и знатных дворян назначались на должности линейных флотских офицеров, что позволяло им впоследствии по мере выслуги достигать самых высших должностей и званий, как на флоте, так и в государственной администрации.

Дети бедных дворян и разночинцев, так называемые "простых пород ученики", назначались в большинстве на второстепенные портовые должности и в штурманы. Последние являлись всегдашними помощниками флотских офицеров в вопросах кораблевождения и обрекались на штурманскую службу до конца своих дней. Чтобы достигнуть высоких флотских должностей, они должны были вначале получить начальные звания флотских офицеров: унтер-лейтенанта или лейтенанта.

Особенность первого периода состоит в том, что приобретаемые штурманами знания ничем не отличались от знаний, приобретаемых лицами, готовившимися во флотские офицеры. Лучшим штурманам открыта была дорога к производству в офицеры флота. Время, проведенное ими в звании штурмана, было переходное к общей морской службе, в которой, смотря по заслугам, они могли дослужиться до высших чинов.

В этот период много выделилось личностей, начавших служебное поприще в звании штурмана.

В период царствования Петра I в офицеры флота из штурманов было произведено: иностранцев 32, русских 28.

В штурманах чувствовался постоянный дефицит; Навигацкая школа и Морская академия не успевали приготавливать достаточное число штурманов, вследствие чего морской администрации приходилось осуществлять наем иностранцев на эти должности вплоть до 1720 года, после чего нанимать стали с большим выбором. В штурманских должностях во время царствования Петра преобладали иностранцы.

Кроме выпускников учебных заведений, на штурманскую службу назначались лучшие ученики портовых школ, а также поступали волонтерами кают-юнги, матросы, солдатские дети и другие разночинцы. Свое образование в штурманской специальности они приобретали в составе штурманской роты, образованной в 1723 году, являющейся прообразом штурманской службы флота.

Таким образом, через обучение в Навигацкой школе, в Морской академии и штурманской роте были подготовлены русские штурмана, что позволило отказаться от услуг иностранцев. Это подтверждается динамикой состава штурманских чинов по годам.

Таблица 1

Штурманские должности
Количество специалистов, чел
1715 г.
1721 г.
1732 г.
Иностран.
Русск.
Иностран.
Русск.
Иностран.
Русск.
Штурман
16
-
79
4
24
33
Подштурман
6
17
14
58
-
57

Какова же была организация подготовки в названных учебных заведениях?

1.1.1 Навигацкая школа
1.1.2 Морская академия
1.1.3 Штурманская рота
1.2 Кризисный период
1.3 Корпус флотских штурманов
2. Организация штурманской работы на корабле (до конца XXYIII века)
3. Основные мореходные инструменты
4. Методы кораблевождения штурманов XVIII века

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom