Профессия "штурман"
Введение
1. Развития штурманской профессии
1.1 Создание основ (1696 – 1752)
1.1.1 Навигацкая школа
1.1.2 Морская академия
1.1.3 Штурманская рота
1.2 Кризисный период
1.3 Корпус флотских штурманов
2. Организация штурманской работы на корабле (до конца XXYIII века)
3. Основные мореходные инструменты
4. Методы кораблевождения штурманов XVIII века
В первой половине XVIII столетия кораблевождение в русском флоте в основном слагалось из:
- ведения аналитического счисления;
- определения широты места корабля по меридианальной высоте Солнца или высоте Полярной звезды;
- определения места корабля по видимым ориентирам, нанесенным на карту;
- исправления результатов аналитического счисления по уточненным координатам места корабля;
- решения задач счисления по картам "де-редюкцион";
- определения поправки магнитного компаса;
- решения вспомогательных задач: промер, съемка и описание побережья в целях корректуры и составления морских карт и планов, определение времени восхода и захода Солнца, времени и высоты полных и малых вод, измерение скорости лагом, разбивка лаглиня, определение поправок склянок и пр.
При ведении аналитического счисления в корабельном ("шканечном") журнале в начале каждого часа записывались:
- румбы по компасу, "по которому плывет корабль";
- направление ветра;
- дрейф от ветра, "склонение от правого румба";
- "правые" румбы (истинный курс корабля, исправленный поправкой на дрейф);
- скорость (в узлах).
По этим данным один раз в сутки на момент полудня рассчитывались счислимые координаты места корабля по формулам аналитического счисления. Результаты вычислений заносились на этой же странице журнала в так называемую "полуденную таблицу". Форма этой таблицы на различных кораблях была неодинакова. Например, на пакетботе "Св. Павел" при плавании его в 1741 г. "полуденная таблица" корабельного журнала состояла из трех колонок. В первой колонке перечислялись элементы счисления:
- "от Авачи (начального пункта плавания) румб и расстояние". Расстояние рассчитывалось с точностью до миль, направление - до минуты в четвертном счете;
- "склонение компаса" - поправка компаса с точностью до четверти румба;
- "расстояние прибавленное". В настоящее время смысл этой записи нам не понятен. В работе Г.К.Шумейко "Навигационный анализ плавания 1741 г." эта запись расшифровывается как "разность в величине генерального плавания с предыдущего полдня: будучи величиной условной, выражающей приращение расстояния от Авачи, она не равна суточному генеральному плаванию". Однако такая трактовка не подтверждается записями в журнале, потому что во всех записях "расстояние прибавленное" больше плавания по генеральному курсу, а в ряде случаев даже больше суммарного суточного плавания;
- "разность длины (разность долгот) всего пути", т.е. от пункта отхода (Авачи), и "дневная", т.е. разность долгот, сделанная в течение суток, рассчитывалась и записывалась с точностью до десятых долей минуты;
- ”расстояние” - расстояние, пройденное кораблем в течение суток по генеральному курсу, записывалось иногда с точностью до мили, иногда с точностью до десятых долей мили;
- ”румб” - направление суточного плавания, суточный генеральный курс записывался в четвертном счете с точностью до минут;
- "отшествие" к востоку или западу, записывалось на одной строке "к востоку", на другой - "к западу" с точностью иногда до мили, иногда до сотых долей мили;
- "разность ширины" (широты) - записывалась на одной строке "к северу", на другой - "к югу", с точностью до десятых или сотых долей минуты;
- "ширины" (широты) - записывались на одной строке на момент конца суток ("ширина пришедша"), на другой - начала суток ("ширина отшедша").
Во второй колонке "полуденной таблицы" записывались счислимые величины элементов аналитического счисления, перечисленных в первой колонке. Если производилась обсервация (определение широты) и по обсервованной широте выполнялась корректура счисления, то в третьей колонке записывались исправленные значения элементов счисления.
В таблице "румб плавания" соответствует генеральному курсу суточного плавания, "расстояние" - плаванию за сутки по генеральному курсу.
Для примера в таблице 2 приведена запись результатов аналитического счисления ("полуденная таблица") в журнале фрегата "Св. Яков" на 25 июня 1725 г.
Таблица 2
Путь плавания |
Расстояние |
Ширина |
Длина |
Отшествие от меридиана |
N или S |
O st или W |
|
Noto |
25 .3 |
57 ° 12 ` |
34 ° 15 ` |
0 ° 20 ` |
0 ° 10` |
- |
В два часа пополудни увидели г. Грот. Грот на NW в 3 милях |
Отличаются от приведенных форм записи результатов аналитического счисления и в других корабельных журналах. Вообще в те времена записи в журналах велись в произвольной форме и часто не на русском языке. Так, журналы корабля "Орменд" в 1720 г. велись на английском языке, кораблей "Фредемарк" и "Святой Андрей" в 1721 г. - на голландском языке, корабля "Выборг" в 1722 г. - на датском языке. Содержание записей в журналах далеко не всегда позволяло восстановить плавание корабля в течение суток. Однако во всех журналах на 12 часов полудня каждых суток записывались счислимые координаты места корабля.
Ни в учебных пособиях, ни в корабельных журналах первой половины XYIII в. ничего не говорится о графическом счислении. По-видимому, оно не велось: в те годы в меркаторской проекции составлялись карты мелкого масштаба, соответствовавшие современным генеральным картам, поэтому при ведении графического счисления накапливались существенные ошибки.
Для графического решения задач счисления пути корабля в первой половине XYIII в. использовалась "карта де-редюкцион".
Первое описание этой карты на русском языке было сделано в 1733 г. в пособии "Сокращенная навигация по карте де-редюкцион". Карта де-редюкцион позволяла графически решать навигационные задачи:
1. По координатам пункта отхода, курсу и плаванию найти координаты пункта прихода.
2. По координатам пункта отхода, курсу и разности широт найти величину плавания и долготу пункта прихода.
3. По координатам пункта отхода, величине плавания и разности широт найти курс корабля и долготу пункта прихода.
4. По координатам пунктов отхода и прихода найти курс корабля и величину плавания.
5. По координатам пункта отхода, курсу корабля и долготе пункта прихода найти величину плавания и широту пункта прихода.
6. По координатам пункта отхода, долготе пункта прихода и величине плавания найти курс корабля и широту пункта прихода.
Определение места корабля по видимым береговым ориентирам (нанесенным на карту) производилось путем измерения компасного пеленга на один из ориентиров и измерения глазомерного ("антрентного") расстояния до него. В корабельном журнале при этом делалась запись следующего содержания: "... в 12 часов увидели Вауа по компасу от нас, WtN, в расстоянии, на пример, 10 минут" (судовой журнал пакетбота "Св. Павел" 1741 г.). В журнале фрегата "Св. Яков" за 1725 г. запись обсервации сделана в следующей форме: "В два часа пополудни увидели г. Грот Горн на NW в 3 милях".
Пеленг по компасу измерялся с погрешностью порядка 1/4 румба в хорошую погоду, на качке ошибка в пеленге могла достигать одного румба. Точность измерения глазомерного расстояния зависела от опытности мореплавателя, среднеквадратическая ошибка измерения расстояния обычно не превышала 10% от измеряемого расстояния.
При наличии обсервации по видимым береговым ориентирам координаты места корабля записывались в судовом журнале на момент конца суток.
При плавании в открытом море (вне видимости берегов) для уточнения своего места производилось определение широты места корабля. Практически определять долготу места корабля в море в то время не имели возможности, хотя и существовали теоретические способы определения долготы места по затмениям Луны и спутников Юпитера, по лунным расстояниям, по часам и поправке ("склонению") компаса. Эти способы подробно описывались в специальной литературе, однако большие методические ошибки в одних случаях, сложность и продолжительность вычислений в других делали их практически непригодными для использования на кораблях.
Определение широты места корабля в море могли производить по меридианальной высоте Солнца, по высоте Полярной звезды и по меридианальным высотам звезд. Однако практически широта места в море определялась в основном по меридианальной высоте Солнца, так как в темное время суток трудно наблюдать линию горизонта. Так, во время плавания капитана А. И. Чирикова в 1741 г. к берегам Америки все определения широты места выполнены по меридианальной высоте Солнца. Форма записи в журнале не была строго регламентирована. Так, обсервация от 9 июня 1741 г. в судовом журнале пакетбота "Св. Павел" была записана в виде: "В полдень усмотрена обсервация, по которой комплимент высоты Солнца 25 ° 02'; к оной приложен семидиаметр Солнца 16 минут, за высоту глаза вычтено 4 минуты, склонение Солнца приложено 23 - 28, и по оному ширина места усмотренная будет 48 ° 42' N".
В последующих обсервациях форма записи сокращается, например, на 18 августа 1741 г. в журнал занесено: "В полдень усмотрен комплимент высоты Солнца с исправою 42.59, склонение Солнца 9,21 северное, и потому ширина места 52.30 ” .
Высота Солнца, как правило, на корабле измерялась с помощью градштока, исправлялась поправками за полудиаметр Солнца и высоту глаза наблюдателя.
Определить широту по меридианальной высоте Солнца можно было только один раз в сутки. Если на момент местного полудня горизонт не был виден или облачность закрыла Солнце, то обсервацию нельзя было произвести, поэтому обычно определения широты производились не часто. Так, при плавании фрегата "Св. Яков" из Кронштадта к острову Готланд в июне 1725 г. записей о производстве астрономических обсерваций в корабельном журнале нет.
По измеренной астрономическим способом широте производилась корректура счисления пути корабля или, как тогда говорилось, "исправа" ("Исправа есть не иное что, токмо чтоб познаемое в счислении погрешение, поки в верность привести". Соймонов Ф. И. Экстракт штурманского искусства, 1739). Использовались три вида "исправы":
1. Курс корабля отличался от главных румбов N и S не более чем на два румба к востоку или западу. В этом случае для корректуры счисления пути за исходные данные принимались координаты точки отхода, обсервованная широта и курс корабля. На основании этих данных рассчитывались и исправлялись пройденное по курсу расстояние и долгота точки прихода.
2. Курс корабля отличается от главных румбов O st и W не более чем на два румба к северу или югу. В этом случае употреблялись два варианта корректуры:
а) за исходные величины принимали исправленную разность широт, координаты точки отхода и пройденное расстояние. По ним рассчитывались курс и разность долгот;
б) за исходные величины принимали координаты пункта отхода, исправленную разность широт и счислимую разность долгот. По ним рассчитывались курс и пройденное расстояние.
В журнале пакетбота "Св. Павел" 10 августа 1741 г. подобная корректура была записана следующим образом: "Сего числа исправлена широта места от исправленной ширины сего месяца первого числа и меж обсервациями 1-го и сего числа взята разность ширины, исправленная меж оными ширинами разность длины принята за правое и по оному сыскан румб и расстояние".
3. Курс корабля отличается от четвертных румбов NW,NO,SO,SW не более чем на два румба. Вариант корректуры заключался в следующем: за исходные величины принимались координаты точки отхода, от этой точки откладывались счислимые разность широт, отшествие и пройденное расстояние. Затем на обсервованной параллели от меридиана точки отшествия откладывали счислимое отшествие и проводили счислимый курс корабля до пересечения его с обсервованной широтой. После этого отрезок делили пополам и новую точку принимали за исправленную точку пришествия. Так корректировались счислимые курс, плавание и отшествие.
Так как сама обсервованная широта места корабля имела погрешность "едва меньше 5 минут", счислимое место корректировалось по обсервованной широте в случаях, когда между счислимой и обсервованной широтами разница была более 5 минут.
Во время плавания капитана А. И. Чирикова к Северной Америке в 1741 г. на пакетботе "Св. Павел" было произведено 36 обсерваций широты места корабля в течение 128 суток плавания, 8 из них были признаны непригодными из-за плохой видимости горизонта, в 9 случаях корректура счисления не производилась потому, что разница между счислимой и обсервованной широтой была меньше 5 минут. При этом для продолжения счисления пути корабля принималась не обсервованная, а счислимая широта. Об этом в корабельном журнале записывалось следующим образом: "В полдень усмотрен комплимент высоты Солнца с исправою 45.19, склонение Солнца 6.37 северное, а потому ширина места 51.56N, а за небольшое разнство утвердились на счислимой ширине".
В 19 случаях выполнена корректура счислимого места. Среднеарифметическая невязка по широте составляла около 3,3 мили. Однако в отдельные сутки невязки по широте были значительно больше.
Так, между обсервациями широты, выполненными 16 и 18 сентября, невязка по широте составляла 18 миль. Наибольшая невязка по широте-26 миль к северу - была между обсервациями 12 и 13 июля. Это говорит не только о больших погрешностях в счислении пути корабля, но и о недостаточной достоверности обсервованных широт, в силу чего при разности широт до 5 минут корректура счислимых мест не производилась. Не меньшие погрешности наблюдались и в долготе. Суммарная невязка в долготе на этом корабле с 5 июня по 16 июня составляла 165 миль, т. е. в среднем около 4 миль в сутки.
В те времена практической возможности определить долготу не было, ошибки в долготе при продолжительном плавании достигали больших величин. В 1740 г. штурманы эскадры адмирала Ансона ошиблись в определении долготы на 300-350 миль. В 1761 г. во время путешествия английского астронома Маскелайна на остров Св. Елены ошибка в счислимой долготе корабля составляла 7 ° 21', в результате чего предполагаемое место корабля отстояло от действительного более чем на 400 миль.
Приводимые примеры показывают, что точность счисления пути корабля при плавании А.И. Чирикова на пакетботе "Св. Павел" вполне укладывалась в нормы того времени и была достаточно высокой.
Согласно требованиям петровского устава (глава 12, пункт 6), штурман "должен поверять компас". Во время плавания требовалось производить определение поправки компаса или, как тогда говорилось, "склонения" компаса. Поправка компаса определялась методом амплитуд, методом азимутов и по Полярной звезде.
Амплитудом Солнца назывался угол между направлением на истинный восток (запад) и пеленгом на Солнце в момент его восхода (захода). "Амплитуд есть расстояние Солнца в градусах и минутах от прямого востока, когда Солнце восходит, или прямого запада, когда заходит". Величина амплитуда Солнца рассчитывалась штурманом по формуле:
где Alfa, Betta, Gamma - амплитуд, склонение Солнца и широта места соответственно.
Для определения по компасу амплитуда Солнца последнее пеленгуют в момент, когда его нижний край будет возвышаться над линией видимого горизонта на 3/4 диаметра Солнца. Учитывая, что от действия рефракции изображение Солнца возвышается над горизонтом на 36' и видимый горизонт для наблюдателя на корабле будет ниже истинного на 4', в момент, когда нижний край Солнца будет находиться на высоте 3/4 диаметра Солнца над линией видимого горизонта, центр Солнца находится на линии истинного горизонта. Величина поправки компаса находится из сравнения истинного амплитуда Солнца с наблюденным по компасу.
Определение поправки компаса методом амплитуд в корабельном журнале записывалось следующим образом: "В исходе 8-го часу при захождении Солнца усмотрен амплитуд его от N к W 74 и паки пополуночи в 4-м часу при восхождении усмотрен амплитуд от N к О 34, а понеже при обоих усмотрениях был почти на одной параллели, ибо по журналу токмо с полминуты разности ширины является и склонение невеликое же, разнство между захождением и восхождением находится, а именно не более 4 минуты, того ради по сим усмотрениям сысканное склонение компаса, а именно 20 восточное, принято за правое, также и Полярная звезда видима была в ночь настоящих суток около тех же градусов по компасу от N к W, того ради впредь стали употреблять склонение 1 3/4 румба восточное, что содержит в себе 19-41". В данном случае производилось два наблюдения, в момент восхода и захода Солнца, и еще делался дополнительный контроль по Полярной звезде. В отдельных случаях поправка компаса определялась по одному наблюдению. Так, в корабельном журнале пакетбота "Св. Павел" 20 августа 1741 г. записано: "Пополудни в 7-м часу при захождении Солнца усмотрен амплитуд его от W к S 3.00, а тогда счислили себя быть в ширине 52.15, склонение Солнца 9.04 северное, а сысканный амплитуд от W к N 14.55, и потому нашлось склонение компаса 17.55, т.е. близь 1 1/2 румба". В этой записи даны все величины, необходимые для контроля правильности принятой поправки.
Для определения поправки компаса по азимуту Солнца необходимо было иметь минимум двух наблюдателей. Один из них измерял компасный пеленг на Солнце, другой в этот же момент - высоту Солнца. Для вычисления истинного пеленга Солнца использовались широта места корабля, склонение Солнца и его высота. Поправка компаса рассчитывалась как разность истинного и компасного пеленгов Солнца.
В корабельном журнале записывалось: "Перед полуднем усмотрен комплимент высоты Солнца с надлежащею исправой 24°46' в азимуте через компас 37.30 от S к О, а тогда признавали ширину места своего 46° 07', склонение Солнца было северное 23.29 и посему сыскан азимут 28-10 от S к О, а склонение компаса нашлось 9.20 восточное".
Поправка компаса, определенная по азимуту Солнца, считалась более точной, чем по методу амплитуд, особенно при плавании в высоких широтах. Объяснялось это тем, что пеленговать Солнце надо было в момент, когда центр его находится на линии истинного горизонта. Определить этот момент было трудно, в измеренном пеленге возникали большие погрешности.
Несмотря на это, метод амплитуд в практике употреблялся не реже чем метод азимутов. Он был проще в выполнении. Для определения поправки компаса не нужно было измерять высоту Солнца, и расчет амплитуда Солнца был значительно проще вычисления азимута Солнца.
Полярная звезда расположена не в самом полюсе, она описывает круг радиусом более 2 ° около полюса. Пеленговать звезду для определения поправки компаса рекомендовалось только в моменты, когда она находилась на меридиане наблюдателя, выше или ниже полюса, т. е. два раза в сутки. "Время, в которое по Полярной звезде должно искать склонение компаса, узнать не трудно: ибо сия звезда в нынешнем веке или столетии стоит между северного полюса и другой светлой звездой, мореплавателям под именем кассиопеевой груди довольно известной. По сему ежели Полярная звезда усмотреится над сею звездой, тогда находится она сама выше полюса; а буде увидится под звездою, тогда бывает ниже полюса". Эта рекомендация позволяла определить время для определения поправки компаса по Полярной звезде.
При плавании в высоких широтах Полярная звезда наблюдается на больших высотах, что затрудняет ее пеленгование и вносит погрешности в измеряемый пеленг. Поэтому для определения поправки компаса предпочтительней было применить первые два метода. Запись в корабельном журнале имела следующий вид: "В 11-м часу пополудни видна была северная Полярная звезда по компасу на румб NNW и по оному склонение компаса два румба восточнее".
В тех случаях, когда из-за погодных условий не было возможности определить поправку компаса, для счисления пути корабля использовалось магнитное склонение, приведенное в лоциях или других источниках. В те времена были уже накоплены некоторые сведения о величине магнитного склонения в различных частях Атлантического и Индийского океанов. В 1701 г. была издана первая магнитная карта.
Было также известно о наличии годового изменения склонения. Впервые изменение величины магнитного склонения обнаружено в 1623 г. при измерении магнитного склонения в Лондоне. Величина измеренного магнитного склонения равнялась 6°13', а не 11°15', по известным результатам 1576 г.
Козик С. В.